Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 538
Новости

«Чтобы наше кино было успешным, нужно перестать его финансировать силами государства» — аналитик о показателях российского кино с господдержкой

По итогам одиннадцати месяцев 2019 года только один из восьми фильмов, получивших государственные субсидии, оказался коммерчески успешным. Об этом пишет РБК на основе данных Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.

Как отмечает издание, в январе-ноябре 2019 года только 8 фильмов из 68, получивших господдержку, окупились в прокате. В их число вошли «Любовницы», «Трезвый водитель» и «Миллиард».

Для того, чтобы наше кино было успешным и чтобы им можно было гордиться, нужно перестать его финансировать силами государства, отметила в разговоре с The Insider независимый аналитик кинобизнеса и основатель издания CINEMAPLEX Татьяна Лещинская.

В 2000-х в среде кинопрокатчиков был введен такой термин — «новогодняя битва». После выхода в прокат фильма «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова в период новогодних каникул фильмы стали зарабатывать довольно много. Очень большую часть кассовых сборов года российские фильм делают именно в этот период. Поэтому имеет смысл делать выводы все же по итогам 12 месяцев, а не 11.

И вообще — 8 коммерчески успешных фильмов из 68 — провал ли это в прокате? Честно говоря, ни в одной стране фильмы, запускающиеся в производство, не являются повально успешными. В Голливуде у крупных студий всегда есть процент убыточных фильмов и процент сверхприбыльных. Это нормально. Поэтому, чтобы говорить о том, что 8 из 68 мало, нужно провести более глубокий анализ: сравнить эти показатели с цифрами в других странах, разных студий — как мейджоров, так и независимых. Кроме того, чтобы оценить показатели российского проката этого года, нужно сравнить их с показателями предыдущих лет, но проблема в том, что у нас нет полноценных данных по объемам финансирования российского кино за предыдущие годы, эта информация не публиковалась. Поэтому и сравнивать нынешние цифры не с чем.

Несмотря на то, что покупательная способность людей в России падает, они все равно продолжают ходить в кино, ведь это один из самых доступных видов развлечений. Что же касается выживания кинотеатров, то нужно иметь в виду, что огромное количество денег кинотеатры, чтобы выживать, зарабатывают не на фильмах, а на попкорне и на рекламе.

С киноиндустрией все очень непросто. Чтобы проанализировать успешность финансирования кинопроизводства через Фонд Кино, нужно понимать, что механизм финансирования там разный: есть невозвратные субсидии, есть возвращаемые, есть смешанное финансирование… Многие специалисты считают, что государство должно давать деньги на кино, и тогда наш кинобизнес будет успешным, тогда наше кино будет славиться по всему миру. Есть такая позиция — условно говоря — «догнать и перегнать Голливуд». Но никто не спрашивает, что надо сделать, чтобы наши фильмы побеждали на международных фестивалях. Например, Румыния — небольшая страна со сравнительно небольшим населением. Но посмотрите, сколько прекрасного румынского кино на фестивалях побеждает. А если российский фильм попадает на международный фестиваль, Минкульт говорит: «Ну конечно, отобрали, потому что он очерняет Россию». Вместо того, чтобы гордиться и радоваться, считается, что «не усмотрели».

Лично я считаю, что для того, чтобы наше кино было успешным и чтобы им можно было гордиться, нужно перестать его финансировать силами государства. Все эти фонды, которые поддерживают кино и дают деньги на него, должны быть частными. Не нужно тратить деньги налогоплательщиков на это. Сейчас Роман Абрамович создал свой фонд поддержки кино. Вот это как раз то, что нужно. Нужны полугосударственные фонды, где есть и частные средства, и гранты.

К сожалению, у нас система частной поддержки кинопроизводства не процветает, это не поддерживается государственной налоговой политикой и другими инструментами стимулирования, только личным желанием какого-либо бизнесмена. А вообще, так устроено финансирование кино и в Европе, и в Штатах".

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari