Россия планирует поставить странам Африки вооружение на $4 млрд, сообщил гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев в ходе завершившегося в Сочи форума «Россия-Африка». Он уточнил, что сейчас Москва уже выполняет контракты на поставку вооружений в 20 африканских государств, среди которых Уганда, Руанда, Мозамбик и Ангола. А общий портфель заказов на ближайшие годы насчитывает $14 млрд.
The Insider спросил политолога, африканиста Наталью Пискунову о том, насколько объемен африканский рынок оружия и какое место на нем может занять Россия.
В конце 2019 года в Африке наблюдается ровно 90 конфликтов разной степени интенсивности, поэтому клиентурой на рынке вооружений континент не обделен - традиционными партнерами для поставщиков самых разных типов оружия являются и страны Северной, и страны Тропической Африки. Это очень долгосрочные клиенты, и к тому же очень благодарные. Но торговля оружием в Африке - это такая палка о двух концах: с одной стороны, это достаточно легкие деньги для бюджета, но с другой - это еще и вмешательство в конфликты на правах поставщика оружие. Государство чаще всего не задумывается о политической составляющей таких поставок, и это может быть опасно для него.
Африканский рынок оружия не так сильно поделен, как рынки Латинской Америки или Юго-восточной Азии. Страны континента постоянно диверсифцируют поставки, они готовы покупать у разных продавцов и легко меняют их, если им предлагают более выгодные условия или обещают не вмешиваться в конфликт.
Если мы посмотрим данные Conflict Barometer по основным африканским конфликтам, то увидим, что там идут в основном войны системно-идеологического типа и борьба за сферы влияния - это периодически впихивающие войны в Центральной Африке, в Западной Сахаре, в Сомали. Помимо конфликтов, в которых идет борьба против терроризма, это еще и войны между правительственными войсками и повстанцами, это классические ресурсные войны, которые ведутся по всей Западной Африке.
Вопреки расхожему мнению, сейчас в Африке есть довольно мало стран, в отношении которых действует режим санкций западных стран, который мешает поставлять в эти страны оружие. Если взять весь континент, то под ограничительными мерами находятся 3-4 государства, под временным режимом санкций долгое время были повстанцы в ЮАР, также временно находился Судан, под режимом эмбарго находилась Центральноафриканская республика. Но это не целые территории, а только те районы, которые ООН подозревала или уличила в нелегальном экспорте алмазов. Нужно понимать, что Африка, также, как и Латинская Америка, характеризуется очень развитым теневым сектором экономики - это касается всех видов продукции, но в основном, ресурсов - алмазов, золота. Это яркий показатель того, что не все правительства контролируют свои территории, и это делает регион очень опасным в плане теневого сектора.
Для России Африка как рынок сбыта оружия - не новый, Москва поставляла вооружения на континент еще в конце прошлого века в период войны в Эритрее, которая называлась одной из самых кровопролитных. Позже была подтвержденная информация о поставках оружия Судану. Не удивительно, что в последние годы влияние России на континенте усиливается и будет усиливаться. Особенно ярко это стало наблюдаться после 2015-2016 годов, когда Москва оказывала влияние на территориальные и гражданские конфликты, в частности, конфликт в ЦАР и Западной Африке, где помогала бороться с террористическими группировками, например, с Боко Харам.