Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.58
Поддержите нас English
  • 149
Новости

Калви заявил, что идея схемы, которая легла в основу уголовного дела, принадлежит миноритарию «Восточного» Шерзоду Юсупову

Основатель фонда Baring Vostok Майкл Калви заявил в Басманном суде, что Артем Аветисян расплатился за покупку «Юниаструма» выдачей безвозвратных кредитов, а идея схемы, ставшей основой для уголовного дела, принадлежит Шерзоду Юсупову. Об этом сообщает РБК.

Калви впервые подробно описал претензии о мошенничестве на 17,5 млрд рублей, которые Baring Vostok предъявил «Финвижн» весной 2018 года в Лондонском международном третейском суде. Как стало известно ранее, в 2016 году «Юниаструм» купил у своего акционера — кипрской «Финвижн» — доли в 11 компаниях, заплатив за них 1,54 млрд рублей. Сама «Финвижн» приобрела доли в компаниях двумя неделями ранее за 5,4 млн рублей. При этом «Модульбанк», принадлежащий Аветисяну, продал свои плохие кредиты и ненужную недвижимость компаниям «Максимум Капитал» и «Бразис Логистик», фондировал эти сделки «Юниаструм». После этого владельцы «Максимум Капитал» и «Бразис», которые, по словам Калви, были друзья Аветисяна, допустили дефолт и передали «Юниаструму» эти кредиты и недвижимость в качестве залога.

Как заявил на суде американский инвестор, Аветисян купил «Юниаструм» в 2015 году у Bank of Cyprus, он почти ничего не заплатил сразу, обещав рассчитаться активами «Юниаструма». Кали уточнил, что речь шла о трех сделках на сумму 3,8 млрд рублей. После покупки Аветисяном «Юниаструм» выдал кредиты «Грибной ферме», «Олимпийскому боулинговому центру» и «Дефстеру», а те почти сразу перевели эти деньги компаниям, аффилированным с Bank of Cyprus. «Грибная ферма» сразу допустила дефолт по этим кредитам.

По словам Калви, совокупный вклад «Юниаструма» в капитал объединенного банка составил минус 15 млрд рублей, а «Восточного» — больше 25 млрд рублей, и это «объясняет мотивацию потерпевших».

«Единственный способ для них уйти от ответственности — это взять контроль над объединенном банком, единственный способ сохранить контроль — это заморозить нас под домашним арестом или в СИЗО», - заявил американский инвестор.

Кроме того, Калви заявил, что автором идеи сделки, которая стала основой для уголовного дела, был заявитель по делу и миноритарий банка Шерзод Юсупов. Американского инвестора обвиняют в мошенничестве: по версии следствия, он убедил банк уступить Первому коллекторскому бюро (ПКБ) кредит на 2,5 млрд рублей в обмен на акции IFTG, которые стоили 600 тысяч рублей.

«В апреле 2016 года мы предлагали простую сделку в деньгах. «Юниаструм» должен был инвестировать в новую эмиссию банка и потом купить у фонда Baring Vostok дополнительные акции за 4,4 млрд рублей, из которых мы договорились 2,5 млрд рублей передать ПКБ для погашения долга в деньгах», — сообщил Калви, добавив, что Юсупов и Аветисян подтверждали согласие на эти условия по электронной почте.

«Но спустя несколько недель Юсупов пришел в Baring Vostok с новой идеей. Вместо этого сделать слияние двух банков — «Юниаструм» и «Восточный» — и найти компании для приобретения, которые можно использовать для погашения долга ПКБ через отступное», — сообщил Калви. По его словам, Юсупов даже предлагал компанию для этих целей — Altius, которую, как он считал, можно оценить в 2,5 млрд рублей.

Мотивацией проведения такой сделки Калви назвал уменьшение суммы выплаты за контроль над «Восточным» - по этой схеме вместо 4,4 млрд рублей Аветисяну и Юсупову нужно было инвестировать только 700 млн. Именно на такую сумму был заключен опцион на 9,9% акций «Восточного», который позволял бы Аветисяну и Юсупову получить контроль над объединенным банком.

«Юсупов нас уговорил, что «Восточный» в результате слияния с «Юниаструмом» получил бы большую подушку капитала. Мы верили словам Юсупова и договорились менять структуру сделки, но при условии, что опцион можно будет выполнить, только если кредит ПКБ будет погашен к удовлетворению всех сторон», — сообщил Калви. Он добавил, что совет директоров «Восточного» в августе 2016 года поручил найти соответствующую компанию для урегулирования ситуации с ПКБ.

В октябре 2016 года инвестировать в IFTG «Восточному» предложил инвестфонд Da Vinci Capital, который вкладывался и в ПКБ. Речь шла о покупке долей в четырех дочерних компаниях IFTG. По его словам, у дочерних компаний IFTG уже был успешный и прибыльный бизнес, и их выбор для этой сделки утверждал в том числе и Юсупов.

Напомним, Калви, арестованный по обвинению в мошенничестве на 2,5 млрд рублей, находится под арестом с начала февраля, сначала инвестор содержался в СИЗО, после был переведен под домашний арест. В начале октября суд арестовал все российское имущество инвестора и квартиры, в которых живут семьи других фигурантов дела. Кроме Калви по делу Baring Vostok проходят еще пять человек, им также предъявлены обвинения в мошенничестве. Калви вину не признает и считает, что его преследование связано корпоративным конфликтом вокруг контроля над банком.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari