Sukhoi Superjet 100 всегда был имиджевым проектом для России — с ним связывали большие надежды, называли его символом возрождения российского авиапрома. Однако самолет оказался крайне неудачным с технической точки зрения. За последние восемь лет в истории SSJ-100 были две крупные авиакатастрофы, а в небольшие аварии они попадали не менее 25 раз. Европейские перевозчики отказались от использования самолета, ссылаясь на сложности с его техническим обслуживанием. Однако в «Ростехе» не теряют надежды. Глава корпорации Сергей Чемезов считает, что самолету помогут ребрендинг и уход от иностранных комплектующих.
Аварии и катастрофы Sukhoi Superjet 100 - в подборке The Insider.
Катастрофа в Шереметьево
Вечером 5 мая в аэропорту Шереметьево совершил аварийную посадку, а затем загорелся самолет Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс Москва - Мурманск. В результате авиакатастрофы погиб 41 человек из 78 находившихся на борту. По словам членов экипажа, после взлета в самолет ударила молния, из-за чего у него отказала основная радиостанция. Было принято решение вернуться в аэропорт. Посадка получилась грубой, самолет трижды ударился о полосу, после чего начался пожар в задней части самолета.
Участники расследования обстоятельств катастрофы суперджета рассматривали недостатки конструкции в числе других версий аварии. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта просила Минтранс проверить самолеты на соответствие сертификационным требованиям.
Крушение в Индонезии
9 мая 2012 года близ Джакарты в Индонезии в ходе демонстрационного полета потерпел крушение предсерийный экземпляр российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, принадлежавший ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Самолет врезался в гору. Погибли все находившиеся на борту 45 человек.
Согласно результатам официального расследования, катастрофа не связана с техническими неполадками и особенностями конструкции. К ней привели ошибки пилотов и диспетчеров, а также присутствие в кабине посторонних лиц.
Авария в Исландии
21 июля 2013 года в аэропорту Рейкьявика в Исландии в ходе сертификационных испытаний предсерийный экземпляр Sukhoi Superjet 100 приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один человек получил незначительные травмы. У самолета был поврежден правый двигатель. После ремонта самолет продолжил полеты.
Авария в Якутии
10 октября 2018 года пассажирский самолет Superjet 100 (регистрационный номер RA-89011) российской авиакомпании «Якутия», следовавший регулярным рейсом из Улан-Удэ в Якутск, при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека - 87 пассажиров и пять членов экипажа. Жертв не было, четверо пассажиров обратились за медпомощью. Самолет получил значительные повреждения фюзеляжа, стоек шасси и двигателей, в результате чего был списан.
Другие инциденты
В 2018 году инциденты были зарегистрированы 12 октября и 7 февраля в Шереметьево, 12 июля в ЛИИ имени Громова (Подмосковье) и 18 июня в Барнауле.
В 2016 году самолеты вынужденно сажались в аэропортах Якутска (5 декабря), Набережных Челнах (21 ноября), Владивостока (3 сентября), Омска (27 июля). У лайнеров не срабатывали датчики закрылок, стоек шасси или экипаж получал сигнал о других технических неисправностях.
В 2013–2015 годах аварийные посадки самолеты SSJ-100 совершали в Хабаровске, Челябинске, Анапе, Кефлавике, Одессе и два раза в Москве. Проблемы возникали со створками шасси, также происходило заклинивание стабилизатора хвостового оперения, в Одессе у лайнера отказал двигатель. В 2011–2012 годах аварийные ситуации с лайнерами SSJ-100 возникали восемь раз — в Нижнем Новгороде, Москве, Казани, Минске. Сообщалось также о частичной разгерметизации салона и неполадках в системе кондиционирования.