Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 5963
Новости

Greenpeace о возможном запрете экспорта российского леса в Китай: "Китайцы это легко переживут"

Министерство природных ресурсов и экологии рассматривает возможность полного запрета экспорта леса в Китай, если КНР не будет участвовать в борьбе с незаконной рубкой леса на российской территории, заявил глава ведомства Дмитрий Кобылкин. «Китай должен четко понимать, что если они не подключатся к решению этой проблемы, то у нас не будет другого варианта, кроме как запретить экспорт леса полностью», - сказал Кобылкин в интервью «Ведомостям». Руководитель лесного отдела Greenpeace Россия Алексей Ярошенко рассказал The Insider о том, насколько серьезной является проблема незаконной рубки леса китайскими компаниями. 

Незаконные рубки это такое пугало, которым сейчас отвлекают внимание от более серьезных лесных проблем. Если говорить о черных лесорубах, которых имел в виду министр, то эта очень маленькая доля от общего объема рубок в нашей стране, это один-два процента. Это те, кто рубит на свой страх и риск воровским образом, без каких-либо документов. Еще от 16 до 25 процентов неучтенной древесины составляют легализованные рубки, на которые есть разрешительные документы, но выписанные вопреки правилам. Например, когда выписываются липовые документы на проведение санитарной рубки, хотя лес здоровый. В общей сложности объем неучтенной заготовки древесины составляет около четверти от общего объема.

Но те огромные территории сплошных рубок, которые мы видим в Сибири и на Дальнем Востоке, которые любой человек может посмотреть по космическим снимкам на Google Earth, это все рубки разрешенные, которые проводятся официальными лесопользователями, у которых есть договора аренды, проекты освоения лесов, которые прошли госэкспертизу. Все чиновники об этом знают и все надзорные органы это контролируют. Это то, как обращаться с нашими лесами позволяют правила. И даже в значительной степени правила предписывают обращаться именно так.  И в этом отношении китайские компании ничуть не отличаются от кипрских, американских, австрийских или российских.

При этом основная роль китайских компаний не в том, что они вырубают российский лес, а в том, что они закупают древесину. Встретить в лесу китайца с топором практически невозможно.

Что же касается запрета экспорта леса - теоретически такая возможность предусмотрена законодательством, возможно ограничение экспорта по отдельным категориям товаров на срок до полугода. В этом году такое уже применялось к бревнам березы. Но это возможно применительно к экспорту в целом, а не к какой-то конкретной стране.

Судя по всему, министр Кобылкин говорит о необработанной древесине, однако сейчас в экспорте из России в Китай преобладают полуфабрикаты - пиломатериалы и целлюлоза. В общей сложности примерно четверть того, что рубится в нашей стране, в том или ином виде - обработанном или нет - уходит в Китай. Но в необработанном виде в Китай идет лишь около шести процентов. Поэтому закрыть экспорт можно, но на Китай это мало повлияет. Для Китая необработанная древесина из России составляет примерно три процента от общего объема потребления внутри страны. Ничего им не будет, они легко переживут эти полгода.

Поэтому я не думаю, что предложенная министром Кобылкиным мера может быть эффективной.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari