Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.44
  • EUR99.58
  • OIL87.35
Поддержите нас English
  • 7666
Новости

«Странный шаг, учитывая, что наши регулировщики довели топливный рынок до ручки». Глава НТС о решении Shell удвоить количество АЗС в России

На днях англо-голландская компания Royal Dutch Shell пообещала открыть 260 заправок в России в течение пяти лет — по заправке в неделю. Глава компании Бен ван Берден на встрече с Владимиром Путиным заявил, что Россия входит в топ-5 крупнейших экономик и очень важна для развития Royal Dutch Shell, компания намерена развивать розницу и переработку нефти. О том, окажет ли это решение Shell какое-то существенное влияние на топливный рынок в России, как это скажется на независимых заправках и подходят ли сегодняшние экономические условия в стране для подобных инвестиционных проектов, The Insider рассказал глава Независимого топливного союза Павел Баженов.

260 заправок — это не какая-то сверхъестественная величина. Темпы открытия одной заправки в неделю приятные, но тем не менее это не какая-то сверхъестественная цифра. Если бы речь шла об открытии 2500 заправок, это был бы уже какой-то существенный вклад.

Надо понимать, в каких регионах будут открываться эти заправки, скорее всего, это будет Центральный федеральный округ, в лучшем случае Северо-Запад. Соответственно, те регионы, где максимально актуален вопрос с количеством заправок, это почти не затронет. Shell будет открываться в регионе присутствия.

Также очень важный аспект — о каком формате открытия заправок идет речь. Shell же не заявляет, что будет строить только новые заправки. Что-то наверное построят, но я уверен, что будут очень активно двигаться в направлении развития проекта франчайзинговой сети. Соответственно на количество заправок это тоже никак не повлияет. Просто те заправки, которые сегодня работают под каким-то другим брендом, станут Shell, вот и вся история.

Оказать какое-то влияние на топливный рынок эта инициатива вряд ли способна. Да, Shell хорошая компания, будет развиваться. Для независимых заправок, если они смогут взять франшизу, — это хорошее решение, потому что бренд Shell достаточно популярен и раскручен. С другой стороны, в действующих экономических условиях брать франшизу очень дорого, это означает неизбежно серьезные инвестиции. Если мы говорим о Shell, там достаточно строгие требования и стандарты. Чтобы приблизиться к этим стандартам, надо будет заплатить. А в текущей экономической ситуации Shell никакой сверхъестественной прибыли этим заправкам не даст, потому что маржа практически нулевая и очень сложно окупать большие инвестиции.

Достаточно странно, на мой взгляд, что у Shell такие серьезные планы на развитие сети в России, учитывая ту экономическую ситуацию, в которую загнали топливный рынок. Мне кажется, гораздо логичный подход у финской компании Neste, которая ушла из России. Потому что наши регулировщики довели топливный рынок до ручки, и пока не видно признаков каких-то хороших прогнозов. Пока видно только одно, что розничная цена у нас будет расти в рамках инфляции, а опт, который может скакать на 20% вверх за месяц, будет условно рыночным.

Также на следующий год у нас опять запланировано повышение. Все это создает ситуацию тисков и сегодня, по сути, регулятор занимается тем, что перераспределяет маржинальность между переработкой и розницей. Вообще, сегодня концепция такая, что переработка будет работать на минимальных настройках маржи, с минимальным количеством рентабельности, так, чтобы концы с концами можно было свести и слава богу. Очень сложно планировать какие-то инвестиционные проекты в этой ситуации.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari