Депутаты парламента Молдавии 8 июня приняли декларацию, признающую страну «захваченным государством». Парламентское большинство, состоящее из социалистической партии и блока ACUM, объявило незаконными действия Конституционного суда, отказывающегося признавать легитимность законодательного собрания и нового правительства. В феврале на парламентских выборах 35 мест получили социалисты, поддерживаемые президентом Игорем Додоном, 30 - демократическая партия со главе с бизнесменом Владимиром Плахотнюком и 26 — блок ACUM. 7 июня КС обязал президента Молдавии распустить парламент из-за того, что тот не смог в трехмесячный срок сформировать правительство. Однако Додон отказался подписать этот указ. 8 июня социалисты и ACUM выдвинули на пост премьера страны Майю Санду - лидера партии «Действие и солидарность», входящей в блок ACUM, однако КС признал это решение незаконным. В результате он временно передал полномочия главы государства исполняющему обязанности премьера страны Павлу Филипу, чтобы тот распустил парламент и назначил досрочные выборы. Глава молдавского Института стратегических инициатив Владислав Кульминский рассказал The Insider о том, почему ведущие партии страны хотят отстранить от власти Демпартию и Плахотнюка, а также почему его противники до сих пор не вышли на улицы.
Молдова превратилась из государства, которое считается демократическим, в разряд гибридных режимов (по оценке Freedom House). Страна управляется в интересах узкой группы лиц, которые в случае необходимости меняли правила игры по своему усмотрению, чтобы остаться у власти, ставили своих людей в органы власти и в конечном итоге вызвали неприятие и ненависть большинства населения Республики Молдова вне зависимости от того, смотрят эти люди в сторону России или в сторону Запада. Нынешняя власть ведет Молдову в пропасть, к тупику, никакого экономического развития нет, страна управляется бандисткими методами.
На этой почве после парламентских выборов, которые прошли 24 февраля 2019 года, три месяца парламент не функционировал. Переговоры по большей части велись между демократами и социалистами. Они должны были заключить коалицию, но она сорвалась на последнем этапе. Это такая переговорная тактика: чем ближе к конечной дате созыва или роспуска парламента, тем более должен быть уступчив твой партнер. Но это не сработало.
В результате проевропейские и пророссийские партии объединились для того, чтобы создать правительство, в котором нет Демократической партии, которое выдавит всех этих людей из структур власти, проведет своеобразную демократизацию Республики Молдова, сделает ее свободным обществом и потом, возможно, объявит новые выборы. Раньше Игорь Додон сотрудничал с Демократической партией, а сейчас своим решением создать коалицию с ACUM он объявил открытую войну ей и Плахотнюку. Додона отстранили от власти и в случае победы собираются выбрать не только новый парламент, но и нового президента, потому что действующему фактически дали «черную метку»: вчера во двор его президентуры кинули пять связанных индюков. Сегодня Додон провел пресс-конференцию и сказал, что угрожают ему лично и его семье. Объявляя войну Плахотнюку, люди подвергаются совершенно реальной опасности: арестам, вбросам разного рода компромата и еще куче неприятных вещей.
Демпартия и Плахотнюк, судя по всему, готовят силовой сценарий удержания власти, все государственные учреждения окружили полицией и не пускают туда новоизбранное правительство. Правительство создано, оно работает, но не признается. Один из основных инструментов, который при этом используется, - Конституционный суд, который постоянно выносит решения в пользу Плахотнюка и Демократической партии. Он уже отменил законное создание парламента, отменил законное создание правительства, отстранил от власти Додона, назначил временно исполняющим обязанности премьер-министра Филипа и даже назначил новые выборы на 6 сентября. Это все незаконный, неконституционный, вооруженный переворот против новой власти. Я думаю, что они тем самым лишь только усугубляют свое положение. Но они не готовы отдать власть. У них такое количество врагов внутри и снаружи Республики Молдова, что единственным шансом не попасть за решетку для них является удержание власти в стране. У Плахотнюка и его людей еще остаются какие-то надежды, что они могут удержать эту власть силовым путем, но, думаю, что эти надежды растают в ближайшие несколько лет.
Первое, с чего должны будут начаться изменения в Республике Молдова, - это, конечно, полная смена состава Конституционного суда, потому что он уже три года выполняет роль исключительно карманного инструмента для демократов. И те решения, которые принимает КС, абсолютно абсурдны с юридической, моральной, законодательной точек зрения. Он фактически присвоил себе полномочия писать, внедрять и менять законы, а не только их интерпретировать.
Пока все очень спокойно, никаких конфронтаций нет. Здания окружены, новое правительство пока туда не пускают. Сейчас все ждут сигналов со стороны международных партнеров, чтобы они надавили на Плахотнюка и его людей, чтобы те смирились с поражением. Если этого не произойдет или если этого давления будет недостаточно, тогда, конечно, последуют уличные протесты. Но кроме того, есть еще множество способов гражданского неповиновения, которые позволят выдавить из власти незаконно находящихся там людей. Ведомства функционируют, но пока без прямого подчинения правительству на центральном уровне. То есть, с одной стороны, никто не говорит, что предыдущее правительство законно, но никто пока и не работает с правительством Майи Санду. Однако его потихоньку начинают признавать люди на местах, местные органы власти — например, Гагаузия <автономное территориальное образование на юге Молдавии - The Insider> признала правительство Санду законно избранным правительством и призвала Плахотнюка уйти мирно, отказаться от власти.
Плахотнюк пытался вчера организовать массовый митинг. На центральной площади Кишинева помещаются около 40-50 тысяч человек. Они обещали, что заполнят всю эту площадь, пытались свезти людей из регионов, но в основном это были люди, которых пригоняли туда из-под палки или которым платили за то, чтобы они находились на площади. Говорят, что за сутки стояния на площади людям платят по 50 евро — это неслыханные по молдавским меркам деньги. И все равно им удалось собрать всего лишь около 2-3 тысяч человек. Конечно же, никакой народной поддержки у этого режима нет и в помине не было, то есть сейчас все понимают, что действия, которые осуществляет Плахотнюк, незаконны. Почему не вышли его противники? Пока законно избранное правительство своих сторонников на улицы не призывает, потому что не хочет доводить ситуацию до гражданского противостояния и возможного пролития крови.