Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что позиция Кремля по вопросу освобождения захваченных в Керченском проливе украинских моряков не изменилась. «Позиция не может измениться. Должно завершиться следствие в связи с нарушением закона о границе и состояться суд», — заявил Песков. Международный трибунал ООН потребовал от РФ освободить украинских моряков 25 мая. Суд назвал произошедшее в проливе «полицейской операцией» и призвал стороны воздерживаться от действий, которые могут обострить ситуацию, а также до 25 июня предоставить отчеты о событиях в проливе. The Insider спросил у профессора Российского университета транспорта, эксперта Центра по морскому праву Василия Гуцуляка, какие последствия грозят России, если она немедленно не освободит украинских моряков.
Юридически Россия имеет право не исполнять требования Международного трибунала ООН, поскольку в свое время ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года с соответствующим заявлением, касающимся в том числе таких возможностей. Другое дело, что на этот шаг идти достаточно опрометчиво. Есть такой термин в международном праве — эстоппель, который означает, что если государство поступило таким образом, то оно и в будущем должно последовательно придерживаться такой же позиции. В связи с этим если в аналогичной ситуации окажется экипаж российского судна, то РФ не сможет претендовать на помощь и содействие трибунала по международному морскому праву в вопросе незамедлительного освобождения судна экипажа, как это, кстати, было в практике достаточно часто, особенно в 2000-е годы. Поэтому это совершенно неправильный шаг.
Трибунал не вмешивается во внутреннюю юрисдикцию государства. Другими словами, он не может влиять на решения, касающиеся уголовных дел. Вне всякого сомнения, Россия вправе расследовать и привлечь к ответственности, если есть достаточные основания. Но, тем не менее, сейчас она должна немедленно освободить экипаж и судно. А потом пожалуйста, привлекайте. Если соответствующие лица будут признаны виновными, то Россия будет вправе требовать их экстрадиции. Эта процедура отработана в международном праве.
Вне всякого сомнения, России желательно выполнить решение трибунала. Другое дело, что, возможно, оно будет исполнено в завуалированной форме. Это будет не обязательно ответ на решение трибунала, а результат закулисных переговоров. Но в любом случае я думаю, что решение будет исполнено, потому что пойти на такой беспрецедентный шаг, а именно игнорирование решения международного судебного учреждения, чревато последствиями, которые могут перевесить все «плюсы», которые сейчас пытаются представить чиновники.