Содержащихся в бухте Средняя на Дальнем Востоке косаток планируется выпустить на волю в конце мая или начале июня, сообщил директор Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН, доктор биологических наук Вячеслав Рожнов. Предполагается, что животные будут выпущены непосредственно в бухте Средняя. «Она находится в пределах их естественного ареала, там косатки встречаются, и мы считаем, что их можно вполне там выпускать», — отметил ученый. Отвечая на вопрос о судьбе белух, которые содержатся вместе с косатками, он заявил: «Мы считаем, что все животные должны быть выпущены. Но косаток всего десять, и решить вопрос с их выпуском проще, чем с остальными 87 животными. Такого в мире никто никогда не делал, были только единичные случаи. Дату выпуска назначают власти, чтобы животные и люди подготовились. Когда это будет решено, будет назначена дата».
Напомним, в «китовой тюрьме» в бухте Средняя содержатся 11 незаконно выловленных для продажи в Китай косаток и 90 белух. Три белухи и одна косатка пропали, было возбуждено уголовное дело по факту незаконного вылова биоресурсов. Консилиум, где решилась судьба животных, прошел 14 мая в Институте проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН. По его итогам было принято решение перевезти и выпустить косаток в Охотском море, их естественной среде обитания. Однако позже по непонятным причинам оно было изменено.
Руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын рассказал The Insider, какие опасности поджидают косаток и белух, выпущенных в бухте Средняя и почему противоречащее рекомендациям ученых решение было принято.
Решение о выпуске косаток в бухте Средняя не научное, а политическое. Оно принято чиновниками, но его поручили озвучить Рожнову — видимо, для того, чтобы оно не выглядело противоречащим науке, потому что сам Рожнов — академик РАН, ученый и директор научного института. Но оно от этого не становится более убедительным, потому что рекомендации и команды Кусто, и всего научного консилиума полностью касаются только выпуска в Охотском море, в районе Шантарских островов. Причем в июле, чтобы было время на подготовку животных к перевозке и возвращению в естественную среду.
Почему поменялось это решение, мы можем только предполагать. У нас есть определенная информация о том, что в администрации президента не хотят, чтобы в этом принимали участие иностранцы, а своих специалистов нет. Плюс не хотят тратить государственные деньги и не хотят, чтобы мы помогли им собрать благотворительные средства, которые можно собрать в кратчайший срок для того, чтобы перевезти животных. Кроме того, Тихоокеанский флот готов перевезти их бесплатно.
В России считают, если попросить помощи у иностранцев, это якобы подорвет престиж
Люди, которые выступают от имени государства, считают, что если мы пойдем по пути привлечения иностранных специалистов, которые наилучшим образом обеспечат транспортировку животных, и соберем деньги со всего мира, которых с лихвой хватит на перевозку животных, это якобы подорвет престиж России. Поэтому они от имени России решили, что правильнее будет выпустить их на месте, что в России сами с усами и не нуждаются ни в каких указаниях и ни в какой благотворительной помощи со стороны иностранцев.
Рожнов заявил, что в бухте Средняя встречаются косатки. Это неправда. Более того, они и в Приморье встречаются крайне редко, только в августе. Как раз когда первые косатки поступали в тюрьму в конце августа прошлого года, внезапно у берегов Ливадии в соседней бухте была замечена стая косаток. Это был первый и единственный случай, и это совпало с доставкой детенышей косаток в эту китовую тюрьму. Мы предполагаем, что это как раз была семья, из которой этих детенышей и взяли, и семья смогла их найти и подходила к этой бухте.
Если косаток выпустить в бухте Средняя, они будут искать пищу там, где они привыкли ее получать последние восемь месяцев. То есть они просто вернутся в эту тюрьму обратно, что и даст основания отловщикам (а вместе с ними и рыбохозяйственной науке, и Росрыболовству, и Минприроды) заявить, что эти косатки не могут вернуться к естественной жизни в море и без тюрьмы они не проживут. Вот они, мол, и вернулись в тюрьму, которая стала для них «родной», где они получают пищу. Сами пищу добывать не могут, поэтому мы их обратно заберем и «приютим».
Если у косаток какой-то шанс есть, то у белух совершенно никакого, и непонятно, на что рассчитывают те, кто собираются их выпустить. Для белух это абсолютно нехарактерная среда обитания, они там вообще никогда не встречаются. Мало того, совсем недавно чиновники Росрыболовства заявляли, что выпуск белух в бухте Средняя вообще будет противоречить законодательству, потому что она не входит в естественный ареал этих животных, и это будет интродукция нового вида в не естественную для него среду обитания, что в принципе невозможно без очень серьезных специальных обоснований, прошедших государственно-экологическую экспертизу. То есть просто так взять и выпустить их там, где они никогда не обитали, — это противоречит закону, о чем и ВНИРО <Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии — The Insider>, и Росрыболовство неоднократно заявляли в течение этих восьми месяцев. Рожнов прекрасно это понимает, поэтому когда его спросили на брифинге об этом, он очень уклончиво что-то пробормотал и не сказал ничего конкретного. Он сказал, что это безумно тяжело — 87 животных куда-то перевезти и выпустить. Из этого, видимо, следовало, что их лучше выпустить на месте.