Президент Европейского совета Дональд Туск заявил, что ЕС предоставил Великобритании отсрочку Brexit на шесть месяцев, чтобы «найти наилучшее возможное решение». Также предусмотрено, что Великобритания имеет право отозвать свое уведомление о выходе из ЕС в любое время. Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина рассказала The Insider, почему Брюссель продолжает идти на уступки Лондону.
В Европейском союзе просто не привыкли принимать жесткие решения. К тому же очевидно, что выход без сделки не выгоден никому — ни Великобритании, ни Евросоюзу, ни, в первую очередь, Ирландии. Поэтому в данном случае Евросоюз пытается поддержать Ирландию как своего остающегося члена.
Кроме того, ЕС дает еще какое-то время Терезе Мэй, потому что если вместо нее будет кто-то другой из консерваторов, то это будет человек, придерживающийся более евроскептических взглядов, то есть ЕС поддерживает и саму Терезу Мэй.
Что касается британского парламента, то это одна из самых безответственных историй за последнее время. Консерваторы как были расколоты по вопросу выхода из ЕС, так и остаются, получить бльшинства не получается практически ни по одному вопросу. Даже тот проект, позволяющий Терезе Мэй обратиться к ЕС с просьбой об отсрочке выхода, был принят с перевесом всего в один голос. Этот парламент в нынешнем составе вряд ли будет готов проголосовать за то соглашение, которое было достигнуто Терезой Мэй и Евросоюзом еще в ноябре.
Вместе с тем Евросоюз уже заявил, что если Британия своим выходом будет подрывать институциональную и правовую структуру ЕС, то Brexit наступит все-таки в форме «no deal».
Основная проблема заключается в выборах в Европарламент, которые пройдут 23 мая. Если до этого времени Великобритания не выйдет из ЕС, ей придется проводить эти выборы. У Британии 73 места в Европарламенте, и британские депутаты в случае избрания будут участвовать в формировании фракций и назначении главы Еврокомиссии. То есть ЕС идет на очень серьезные риски в расчете на то, что это все-таки в силах британских парламентариев — договориться о выходе. Но я сомневаюсь в том, что они смогут договориться.
Остается еще и возможность отказа от выхода из Евросоюза. Суд ЕС принял решение — Великобритания может в одностороннем порядке дезактивировать 50-ю статью Лиссабонского договора. Юридически Лондон может это сделать. Но в ситуации раскола, в которой находятся сейчас не только британские политики, но и британское общество, это очень опасный шаг. Все, кто голосовал за Brexit, будут выражать свое недовольство гораздо громче, чем те, кто сейчас выходит на улицы против Brexit. И консерваторы потеряют своих избирателей.
Есть очень смутная надежда, что все-таки через полгода это шоу закончится.