Японская фармацевтическая компания Takeda с апреля прекратит поставлять в Россию три препарата, которые находятся в перечне жизненно важных. Это кардиологический препарат «Атенолол Никомед» (занимал 60% рынка), антидепрессант «Амитриптилин Никомед» (40% рынка) и противопротозойное средство «Метронидазол Никомед» (2% рынка). The Insider попросил кардиолога Ярослава Ашихмина, члена Европейского общества кардиологов, рассказать, как это скажется на российских пациентах.
Препарат «Атенолол Никомед» относится к бета-блокаторам — препаратам, которые снимают действие адреналина на сердце. Они применяются при различных аритмиях, гипертонии и ишемической болезни сердца. Из всех бета-блокаторов, которые сегодня есть на рынке, «Атенолол» является самым неэффективным средством в аспекте снижении смертности и предотвращении сердечно-сосудистых катастроф, лично я его никогда не назначаю. В принципе, проблемы в том, чтобы переключить пациента на другой бета-блокатор, нет. Более того, такого рода переключение я нахожу даже полезным: «Атенолол» — очень старый препарат с неоптимальным профилем эффектов и побочных действий. Единственная проблема, с которой могут столкнуться пациенты, — это его стоимость: новые препараты, которые им буду прописывать, могут оказаться дороже. Но при этом можно найти дженерик <лекарство-копия, которое совпадает с оригиналом по количеству действующего вещества и влиянию на организм — The Insider>, так что могу сказать, что мне, как кардиологу, «Атенолол» совершенно не жалко.
С противопротозойным препаратом «Метронидазол Никомед» тоже больших проблем не будет, у нас есть и другие хорошие производители, а вот антидепрессант «Амитриптилин» из этого списка — жалко, это очень качественный препарат. Несмотря на то, что это тоже очень старое лекарство, для него нет альтернативы в ряде случаев. Это самый сильный антидепрессант, который действительно жизненно необходим. Дженерики по качеству могут быть гораздо хуже.