Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.57
Поддержите нас English
  • 175
Новости

«Протесты в Алжире носят стихийный характер, между властью и оппозицией будет найден компромисс» — востоковед РАН

В столице Алжира и других городах продолжаются акции протеста против выдвижения на пятый срок действующего 82-летнего президента Абдельазиза Бутефлики. В них принимают участие сотни тысяч людей, в основном студенты. Несколько тысяч противников Бутефлики среди алжирской диаспоры во Франции также инициировали митинги, самые крупные из которых прошли в Париже и Марселе. Действующий глава государства официально вступил в президентскую гонку 3 марта. Заявка была подана главой предвыборного штаба Бутефлики Абдель-Гани Зааляном. Сам Бутефлика находится в клинике в Женеве. СМИ сообщают, что его состояние критическое, он помещен в отделение интенсивной терапии. Протестующие заявляют, что Бутефлика очень болен и не в состоянии управлять страной.

Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов рассказал The Insider, есть ли сейчас в алжирской политике альтернатива Бутефлике и его окружению и почему действующий президент все еще может выиграть выборы, несмотря на свое состояние.

Протесты, которые проходят во многих крупных городах Алжира, — пока выступления не против существующей власти и конкретно действующего президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, а против того, что президент Бутефлика выдвинул свою кандидатуру на следующий, пятый уже по счету срок.

Напомню, что Бутефлика 1937 года рождения, то есть ему 82 года. Несколько лет назад, в 2013 году, он перенес инсульт и передвигается сейчас в инвалидной коляске. Он правит 20 лет, с 1999 года. И вот пятый срок президента, который не так молод и не так здоров, конечно, вызвал протесты со стороны части населения, в основном, молодежи. А основная масса населения Алжира — это молодежь до 30 лет, которая видит в этом выдвижении застой, стагнацию экономической, политической жизни Алжира. Тем более что в Алжире есть безусловные социально-экономические проблемы: и достаточно высокая безработица, и нехватка жилья, и то, что называется «фасадной демократией» — отсутствие демократии фактической. Но все-таки надо отдать должное Бутефлике — несмотря на свой возраст и болезнь, он до последнего момента действовал, руководил страной. Это не был «свадебный генерал»: он менял членов правительства и различных структур — государственных институтов, армии, служб безопасности.

Политическая структура в Алжире официально многопартийная, но главную роль играют партии президентской коалиции — Фронт национального освобождения и Национальное демократическое объединение, которые доминируют и в парламенте, и в политической жизни. Если Бутефлика будет баллотироваться, то за счет административного ресурса и каких-то других рычагов, вполне возможно, и попадет вновь на пост президента. Бутефлика — это харизматическая фигура в алжирской политике. Он сделал многое для страны. Он пришел к власти тогда, когда продолжалась борьба с радикальным исламизмом, и его роль в победе над ним значительна.

В минувшие выходные была информация, что Бутефлика находится в реанимации в женевской клинике и неадекватно оценивает происходящее. Но официально она не подтверждена. В любом случае надо заметить, что эти протесты — это сигнал для власти о том, что политическую ситуацию в стране действительно необходимо менять, принимать какие-то другие решения по поводу будущего руководства страны.

Нельзя сказать, что в алжирской политике нет каких-то других ярких фигур. Есть Абдельазиз Белаид — руководитель партии «Фронт Аль-Мустакбаль» («Фронт будущего»). Он относительно молод — 1963 года рождения, и выступает в качестве нового лидера. Но он из той же когорты, что и Бутефлика, — поддерживает политику Бутефлики, и идеологическая платформа у него такая же, как у действующего президента и партии, из которой вышел Белаид, — Фронт национального освобождения. Пока нет сигналов, что он может заменить Бутефлику. Есть и другие лидеры, но они уже в более преклонном возрасте. Я напомню, что президент представляет не только себя, вокруг него есть кланы: его младший брат со своим окружением, они обладают всеми полномочиями власти и всеми ее привилегиями и, конечно, не хотят их отдавать. А это, возможно, придется сделать, когда к власти придет другой лидер.

В ответ на протесты Бутефлика опубликовал заявление, что спустя год после его избрания может пройти общенациональный диалог по поводу новых, внеочередных выборов, и уже на этих внеочередных выборах он не будет баллотироваться. Насколько это устроит протестующих, трудно сказать. Пока манифестации продолжаются. Но на политической арене Алжира ещё нет каких-то структурированных оппозиционных сил, которые могли бы выдвинуть иную идеологию или иные политические программы. Протесты во многом носят стихийный характер. Что можно сказать определенно — протесты все-таки не приведут к радикальным изменениям по типу арабской весны в Тунисе и в Египте. Скорее всего, будет найден компромисс между властью и протестующими, и будет принято решение, которое удовлетворит и тех, и других.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari