Командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил, что американский ВМФ не допустит доминирования России и Китая в Арктике. Ранее министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон сообщил, что в арктических водах для защиты от России будут разворачиваться британские вооруженные силы. О роли Арктики в усиливающемся противостоянии России и Запада и о том, как выглядит расклад сил в регионе на сегодняшний день, The Insider рассказал военный эксперт Александр Гольц.
С учетом последних заявлений Владимира Владимировича Путина о том, что в случае развертывания американцами ракет средней дальности в Европе Россия приступит к боевому патрулированию у побережья Соединенных Штатов, военная роль Арктики решительно возрастает. Мы возвращаемся к ситуации эпохи Холодной войны, когда Арктика представляла собой поле военной конфронтации между СССР и США.
При этом заявления британского министра обороны или американских военных надо рассматривать именно как заявления военных, которые больше всех заинтересованы в увеличении финансирования. Но для этого потребуются огромные средства. Пока каких-то конкретных действий, подобных тем, что предпринимает Россия, не видно. Пока со стороны США и других стран НАТО мы видим только риторику.
При этом российское присутствие в Арктике наращивается не первый год. Нам регулярно сообщают о новом военном строительстве, военные возвращаются в заброшенные городки, ремонтируются взлетно-посадочные полосы. С усилением российско-американской конфронтации военное значение Арктики естественным образом увеличивается, поскольку из Северного Ледовитого океана открывается кратчайший путь для подлета российских ракет.
Конечно, в Арктике со своей стороны и сейчас присутствуют американцы и канадцы, но их силы значительно меньше российских. С нашей стороны Северный флот - самая мощная часть ВМФ, которая имеет статус стратегического командования. Основные силы российского флота находятся именно там.
В этом контексте интересен вопрос Северного морского пути. Формально американцы правы в том, что Россия не имеет исключительных прав на Северный морской путь, и в соответствии с Морской конвенцией ООН США могут его использовать. Однако тут встает вопрос о судоходности Северного морского пути, об эффективности его использования. Вопреки победным рапортам российских начальников, количество грузов, которые идут этим путем, уменьшается с каждым годом. И, будем откровенны, хоть нам и говорят о таянии льдов, но пока и у американцев нет достаточного количества ледоколов для того, чтобы действовать в Арктике.