С 9 февраля на архипелаге Новая Земля введен режим чрезвычайной ситуации из-за нашествия белых медведей на территорию населенных пунктов. В районе поселка Белушья Губа бродили 52 белых медведя. В некоторых случаях они нападали на людей, проникали в жилые и служебные помещения. Постоянно на территории поселка находятся от шести до десяти белых медведей, сообщала местная администрация. Отмечается, что «люди напуганы, боятся выходить из домов, родители опасаются отпускать детей в школы и детские сады». Сейчас рассматривается вариант усыпления и вывоза животных подальше от поселков. The Insider поговорил со старшим научным сотрудником ФГБУ «Экология» Натальей Илларионовой и выяснил, почему в нашествии животных виноваты сами люди и как можно решить проблему в долгосрочной перспективе.
Архипелаг Новая Земля входит в ареал обитания белого медведя, эти острова лежат между двумя морями и, соответственно, на пути миграции белого медведя. Они ходят постоянно из Карского в Баренцево, медведь там не редкость.
Если вы посмотрите на график изменения всемирных температур или температуры океана, вы увидите, что он представляет из себя «пилу»: с пиками, спадами, поднятием температур. Поскольку мы живем очень недолго, для нас маленькие пики более значимы, чем глобальный процесс повышения температуры, который, скорее всего, идет. Мы можем оказаться с одной стороны этого зубчика поднятия температур, можем через 30 лет оказаться с другой стороны. Но в глобальном плане температура растет, льды сокращаются, площадь замерзающей воды сокращается, лед от береговой линии все дальше и дальше, увеличивается время, которое животные проводят на суше и береговой линии. Сокращение площади льда приводит к тому, что меняются пути миграции животных — медведь выходит на сушу и идет по побережью островов и по поселкам. Сейчас ледовая обстановка такая, что это привело к выходу медведя на сушу и к более долгому периоду его нахождения там. На Новой Земле порядка 3 тыс. человек, это несколько небольших населенных пунктов, поэтому медведи его не воспринимают как мегаполис, как препятствие или что-то непривычное для себя, они идут насквозь.
Массовый приход медведей в поселки рано или поздно должен был случиться. Люди в этих поселках очень постарались, чтобы усложнить ситуацию. Медведи роются в помойках. Если вы любите животных, у вас наверняка были зимой кормушки. Насыпьте семечек, и к вам прилетят синички. Если делать это постоянно, вы их приманите в это место, они будут знать, что здесь есть еда, за которую не надо воевать с окружающей средой, и здесь можно покушать. Такие открытые свалки с бытовыми отходами, в том числе и с пищевыми, вокруг населенных пунктов — это прямая провокация и угроза безопасности населения.
Ни в коем случае нельзя, чтобы у этих зверей был доступ к пищевым отходам. Они роются в помойках из-за исследовательского интереса и, конечно, ищут еду. Там пищевые отходы, они чувствуют запах. У белого медведя такой образ жизни: он идет по берегу и ищет, чем бы поживиться. Он может кого-то убить, добыть, отобрать или съесть падаль. Для него абсолютно нормальным является поиск пищи, как для любого другого существа.
Ненормальной является такая утилизация мусора. Существуют наши и международные нормы и правила проживания на таких территориях, обращения с хищным зверем — это все давно придумано, не надо изобретать велосипед, а потом жаловаться. Причина чрезвычайной ситуации в том, что люди на Новой Земле очень халатно относятся к своим обязанностям и своей безопасности. С другой стороны, у них могут быть проблемы экономического характера, тяжелые условия. Это очень старая проблема, о которой многие северяне рассказывают: дети утром идут в школу, из открытого мусорного бака появляется белый медведь, потому что он там рылся, чуял еду.
Планы усыпить и вывезти медведей реализовать проблематично, это большие деньги: вертолет, команды специалистов логистика, транспорт. Вообще-то можно было бы собраться и просто их отогнать. Они говорят, что медведи не боятся выстрелов и специальных средств, — значит, плохо пугают, надо искать варианты, подбирать способы. Можно обойтись без отстрела.
Есть и другие варианты. На данный момент существует уже оправдавшая себя система «электронных пастухов», не позволяющая приближаться к населенным пунктам или кемпингам, поселкам нефтедобытчиков и т. д. «Электронный пастух» изобретен для того, чтобы крупный рогатый скот не выходил на поля. Он точно так же хорошо действует и оправдал себя и в полевых условиях в организации туристических кемпингов в Канаде, на Аляске для защиты от бурых медведей — в общем, это все уже используется. Это опять-таки деньги, организация, технически грамотный персонал, который приедет и все это поставит. Такие вещи должна делать администрация.
То есть отогнать-то медведей они могут, но им надо организовать поселок так, чтобы они туда не могли и не хотели вернуться. Это социальный вопрос, проблема экономического плана, культуры данного поселения: грязь, мусор, отсутствие нормальных свалок, привычка подкармливать. Несколько лет назад по сети ходил ролик. Одна крупная и очень богатая организация работала в местах обитания белого медведя, они даже старались вести себя цивилизованно, заказывали инструктаж по технике безопасности, проводились занятия. Потом сотрудники этого экономического «монстра» выкладывают ролики, где девочка в окошко кормит белого медведя печеньками. Когда она через два дня вечером выйдет без печеньки на улицу, или она уедет, у нее вахта закончится, приедет другая девочка или мальчик, ее или его съедят. Это вещи, которые делать категорически нельзя — нельзя прикармливать хищных животных, оставлять объедки. Даже бродячие собаки на помойках уже могут быть проблемой для людей. Медведь крупнее, опаснее и уже не боится человека.
Человек по нашей гуманной системе — высшая ценность общества. Если там, к великому несчастью, появится животное, которое покалечит человека или убьет его, этого зверя нельзя отпускать. Потому что если он дальше пойдет по побережью, то найдет других людей. Поэтому в случае экстренной ситуации, конечно, животное будет отстрелено. Но сейчас выходить к этой помойке, автоматом от бедра класть всех мишек, — это, конечно, глупость несуразная. В данной ситуации нет нужды их отстреливать. Разрешение на превентивный отстрел, естественно, никто не даст.