Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.59
  • EUR99.79
  • OIL90.04
Поддержите нас English
  • 459
Новости

«Нефтяные санкции США против Венесуэлы обернутся потерей миллиардов долларов и ростом мировых цен» — Институт энергетических исследований РАН

В Венесуэле сложилась «катастрофическая ситуация» с экспортом нефти, считают эксперты, опрошенные The Wall Street Journal. Санкции США против госкомпании PDVSA привели к тому, что правительство Мадуро не может продать нефть на внешний рынок и постепенно заполняет внутренние хранилища. Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин рассказал The Insider о том, какое влияние это окажет на мировой рынок и есть ли возможность у Венесуэлы исправить сложившуюся ситуацию в ближайшем будущем.

Для Венесуэлы сложившаяся ситуация — действительно очень сложная. Во-первых, в последние годы мы видели неблагоприятную ситуацию по динамике экспорта из страны. А сейчас, когда появились определенные ограничения, во-первых, для экспорта нефти, а, во-вторых, по получению средств за этот экспорт, когда пытаются сделать так, чтобы действующим властям Венесуэлы эти деньги не доходили, это существенно осложняет положение — и нефтяной отрасли Венесуэлы, и государства, которое традиционно сильно зависит от нефтяных доходов в рамках зарубежных поставок. Это крайне неблагоприятно и для нефтяного сектора, и для экономики.

Последствия для мирового рынка могут быть серьезными, потому что с него будут убраны определенные объемы нефти в дополнение к тому, что уйдет с рынка в рамках соглашения ОПЕК+. Как раз сейчас появляются данные о том, как прошел январь — именно за январь основная часть сокращения была обеспечена за счет стран Ближнего Востока. Когда страны начали исполнять свои обязательства в рамках ОПЕК+ и убрали лишние объемы с рынка, а в дополнение к этому у одного из значимых игроков еще и серьезно падают поставки, это способно приподнять цены на нефть выше тех отметок, на которых они были в последнее время. Так что ситуация не будет для мирового рынка безболезненной. Это могло бы пройти малозаметно два-три месяца назад, когда еще не действовало соглашение ОПЕК+. Сейчас, в начале февраля, любые убираемые объемы станут куда более чувствительными. Но если для мирового рынка это приведет к определенным корректировкам цен на несколько процентов вверх, то для экономики Венесуэлы это станет более чем серьезным ударом, потому что для страны в годовом разрезе это обернется потерей миллиардов долларов, которые сейчас ей очень необходимы.

Возможность диверсифицировать поставки у Венесуэлы есть, потому что Каракас не находится под глобальными санкциями. Но здесь есть достаточно серьезное «но»: чтобы изменить схемы поставок, требуется время, которого в настоящий момент просто не хватает. Второе — нужно что-то решать с качеством нефти, потому что она является достаточно тяжелой и раньше разбавлялась более легкой, для этого существовали определенные схемы размена с американскими поставщиками. Теперь и эта возможность практически исключена. А если этого не делать, то найти покупателя на венесуэльскую нефть будет достаточно сложно.

И в-третьих, в текущей ситуации достаточно сложно найти партнеров, которые были бы готовы по этому направлению работать. Потому что в мире существуют глобальные трейдеры, которые с радостью бы взялись за решение этих вопросов, но немножко в другой ситуации. А сейчас, когда есть достаточно сильные угрозы наложения определенных требований по прохождению финансовых потоков, многие игроки просто не захотят в эти схемы влезать. Поэтому здесь взаимодействие возможно только с определенными компаниями, с представителями отдельных стран, которые на уровне своих государств будут получать гарантии устойчивости своей работы и защиты от возможного американского влияния. Понятно, что у некоторых игроков есть соблазн этим заняться, потому что в текущих условиях нефть явно будет продаваться с дисконтом. Но насколько этот дисконт сможет покрыть все внешние риски — большой вопрос.

В ближайшее время, если политическая ситуация в Венесуэле не стабилизируется, в ежемесячных отчетах мы будет видеть сокращение объемов и добычи, и экспорта. И это уже системная проблема, потому что сама отрасль находится в очень сложном состоянии. Любой такой сегмент требует инвестиций и технологий даже для того, чтобы просто удерживать уровень добычи. Но как удерживать добычу, если эту нефть нельзя никуда вывести и тем более на этом заработать?

Те риски, которые сейчас присутствуют в Венесуэле, распространяются на любых игроков, которые будут там работать. Как показала практика, часто в таких ситуациях действуют нестандартные схемы, например, когда нефть поставляется в обмен не на живые деньги, а на товары, продовольствие или что-то еще. Поэтому наверняка Венесуэла будет вести консультации с партнерами, прежде всего с теми, кто импортирует нефть или потенциально может ее импортировать. Но это крайне непростая задача.

Если политическая ситуация в Венесуэле не улучшится, и какого-то взаимопонимания на политическом уровне достигнуто не будет, а продолжится обострение, то будут ухудшаться и условия для нефтяного рынка. То есть проблема решается не изменением механизмов, а путем решения внутриполитической ситуации. Нефтяной сектор в данном случае зависим от внешних факторов.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari