Прокуратура Свердловской области объяснила, почему дело о гибели туристической группы Дятлова долгое время было засекречено. Как заявили представители ведомства на пресс-конференции, это произошло из-за единственного документа — поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Документ продемонстрировали журналистам, так как гриф секретности уже снят. Писатель и исследователь трагедии Олег Архипов рассказал The Insider, каких документов не хватает в деле, чтобы можно было точно установить причину гибели группы.
В уголовном деле без номера о гибели группы Дятлова, на основе которого и ведутся все расследования, не хватает ряда документов.
Например, там нет постановления о проведении судебно-медицинских экспертиз, а это было абсолютной азбукой в те годы. В архиве следователя Ивдельской прокуратуры Владимира Ивановича Коротаева, к которому у меня есть доступ, постановления о проведении подобных экспертиз имеются в большом количестве - это была обычная юридическая практика. При этом ссылки на эти экспертизы в деле о гибели группы Дятлова есть — судмедэксперт Борис Алексеевич Возрожденный, который проводил вскрытия первых пяти найденных тел, также на это указывал, ссылаясь на постановления от определенного числа. Ссылки есть, но самих постановлений в деле нет.
Кроме того, Возрожденный указывает, что он отправил полученные в результате судебно-медицинских экспертиз фрагменты внутренних органов для дальнейших гистологических и химических исследований. О том, что данные фрагменты органов были получены, доказывает и лист 11 этого уголовного дела без номера. И как я выяснил в Свердловском областном бюро судебно-медицинской экспертизы, исследования проводились в головном здании бюро на улице Розы Люксембург, 37. Но как только стали известны результаты этих экспертиз, и сами акты, и фрагменты внутренних органов были изъяты. То есть, ни результатов гистологии, которая проводилась по первым пяти найденным погибшим, ни результатов судебно-химической экспертизы, в деле нет. На мой взгляд, это два наиболее серьезных момента, мешающих установить истину. Сейчас эти исследования провести уже невозможно.