Федеральный суд Швейцарии отклонил жалобу России и подтвердил, что арбитраж в Женеве может рассмотреть по существу требования украинских компаний о компенсации за потерю активов в Крыму. Российская сторона настаивала на том, что компании инвестировали в Крым как в часть Украины, поэтому не могут требовать компенсаций. Суд решил, что соглашение о защите инвестиций должно распространяться и на те инвестиции, которые вследствие изменения границ оказались на территории другого государства.
Преподаватель кафедры международного права МГУ им. Ломоносова Сергей Гландин рассказал The Insider, почему это решение суда не может расцениваться как признание Крыма российской территорией.
Здесь задействована доктрина эффективной связи, ее другое название — эффективная оккупация. Это когда за территорию несет ответственность та власть, которая ее фактически контролирует. Выводы швейцарского трибунала не являются признанием de jure. Не является это так же признанием ad hoc. Суд Швейцарии не компетентен определять государственную принадлежность определенной территории. В Швейцарии это прерогатива федерального парламента или федерального правительства.
Суд не вправе определять статус той или иной территории, однако для целей исследования обстоятельств конкретного дела, а также для установления надлежащего ответчика, он может установить, кто осуществляет эффективный контроль, и исходя из этого разрешить поставленные перед ним вопросы.