Путин внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Если поправки президента будут приняты, возбуждать уголовное дело будут только в случаях, когда нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Адвокат Сергей Бадамшин рассказал The Insider о том, как принятие этого законопроекта повлияет на дела, возбуждаемые за картинки и посты в соцсетях.
Я очень доволен этими поправками. Они меняют судьбы многих людей. Недавнее постановление пленума Верховного суда лишь выполняло функцию лейкопластыря при огромной зияющей дыре. Поправки, которые внес президент, — это не просто изменение формулировок, а декриминализация этой статьи на уровне «административки».
Дай бог, чтобы этот законопроект был так же быстро принят, как остальные инициативы президента. Он имеет обратную силу, потому что смягчает и отменяет ответственность. Таким образом, уже возбужденные дела за экстремизм будут прекращены.
Одно из известных дел — дело лингвиста Алексея Касьяна, которое возбуждено за сроками давности, и мы сейчас соответствующие жалобы направили и в главное следственное управление по Москве, и в генеральную прокуратуру и так далее. Пока приходят только отписки, но мы дожимаем эту ситуацию. Некоторые дела находятся на стадии доследственной проверки, постоянно выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, потом отменяется, и так продолжается уже свыше года, полутора лет.
Работа по декриминализации этой статьи велась достаточно долго. Пленумом Верховного суда решили не ограничиваться, потому что он фактически не работает: это лишь разъяснение судам, как себя вести, когда рассматриваешь подобные дела. Я сейчас как раз обратился с жалобой на имя председателя Верховного суда по делу Евгения Корта, осужденного за картинку во «ВКонтакте». Материалы в первой инстанции до сих пор не истребованы, поэтому я очень критически отношусь к этому постановлению.
Решение президента принято не сегодня, потому что в проекте уже есть соответствующее пояснение и правовая позиция Верховного суда, и положительное заключение правительства России. Как я понимаю, это было сделано с учетом общественного резонанса по делам, которые достаточно широко стали обсуждаться. Безумные приговоры по первой части 282-ой статьи, когда ради статистики не обращали внимание на судьбы людей и возбуждали дела по абсолютно абсурдным обвинениям и составам.
Я бы на этом не останавливался, а то как бы наши правоприменители не стали вместо 282-ой прикрываться 280-ой — призывами к экстремистской деятельности. Поэтому здесь может быть определенное противоречие. Хотелось бы, чтобы и 280-я, и 148-я по первой части тоже как минимум были бы декриминализированы, а лучше вообще отменены.
Председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников подтвердил «Дождю», что существующие дела об экстремизме в интернете переквалифицируют на административные или прекратят. По его словам, законопроект о декриминализации может быть принят в первом чтении в ноябре и окончательно — до конца осенней сессии.