26 сентября главы Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение о закреплении границы между регионами. Какими именно участками обменялись республики, точно до сих пор неизвестно. Сперва сообщалось, что произошел обмен территориями Малгобекского и Надтеречного районов, потом – что Ингушетия отдала Чечне участок Сунженского района, получив взамен часть Надтеречного. Накануне подписания договора в Ингушетии начались протесты. Въезд в столицу региона перекрыли, в крупных городах отключили интернет. О том, что потеряет Ингушетия и приобретет Чечня после передела границ, The Insider рассказал ингушский правозащитник, глава организации «МАШР», Магомед Муцольгов.
По нашим оценкам это соглашение означает, что Республика Ингушетия лишилась 17000 гектаров земель заповедника Эрзи Сунженского района республики, состоящего из сплошных лесов, множества памятников исторического и культурного наследия. Под заповедником находятся залежи нефти, законсервированные еще на закате Советского Союза, лицензия на разработку которых сейчас выдана «Роснефти».
В СМИ прошли новости о передаче властям Чечни части нефтяного концерна и о разработке Бамутско-Даттыхского месторождения. Эти сообщения появились в разгар событий вокруг этих земель. Да и сразу после назначения Евкурова. Все это вызвало в обществе мнение о том, что между всеми этими событиями есть прямая связь. В обществе говорят, что все эти стороны получили свою выгоду.
Что конкретно передано Ингушетии, тщательно скрывается нашими властями, но в любом случае это спекуляции вокруг фактического отъема земель заповедника. Крайнее возмущение и недовольство населения республики остается, отношение к действиям вокруг этих земель негативное, и вряд ли оно изменится в ближайшие годы. Но до кровопролития между братскими народами это не доведет.