Совет Общества научных работников обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с требованием «незамедлительно пресечь вредоносную деятельность Роскомнадзора». Из-за массовых блокировок ученые не могли получить доступ к сети научных контактов ResearchGate, к архивам научных журналов, центральному репозиторию библиотек Java, сайту журнала Science, поисковой системе Google и к ряду других сервисов, постоянно используемых в исследовательской работе. Доктор биологических наук, член Совета ОНР Михаил Гельфанд рассказал The Insider о цели обращения ученых и о том, готовы ли они противостоять Роскомнадзору в суде.
В качестве результата меня бы устроила отмена идиотского закона, который позволяет подобное делать. Меня бы устроило, если бы выгнали с работы господина Жарова с волчьим билетом. В качестве дополнительного бонуса было бы хорошо отобрать у него степень, которую он получил за списанную диссертацию. А если говорить серьезно, позорная история с тотальной блокировкой интернета нарушает работу не только ученых, но и много чего другого. Она показывает техническую несостоятельность принятых политических решений, которые должны быть отменены.
Никакого результата, кроме психологического, я от этого обращения не жду, потому что наше начальство склонно упорствовать в своих заблуждениях. Все бухтят и расстраиваются в фейсбуке, и моют кости этому несчастному придурку Жарову и каким-то его начальникам и подчиненным. А это, насколько мне известно, первый пример того, как какое-то сообщество сформулировало свое обращение в документе, который опубликован и доступен. Смысл этого текста не в том, что Медведев уволит Жарова и прекратит все это безобразие (этого, скорее всего, не будет), а в некоторой консолидации сообщества, гражданского общества, если хотите.
Хватит ли у сообщества сил и времени начать какую-то юридическую деятельность, надо обсуждать. Я к этому отношусь без оптимизма, потому что люди все занятые, а такого сорта судебный иск требует больших усилий. Надо нотариально заверять скриншоты заблокированных страниц. Вот я сейчас как редактор одного научного журнала не могу осуществить свою функцию: я не могу зайти на страницу этого журнала и принять или отклонить статью. Но если я захочу подавать в суд, мне нужно фиксировать тот факт, что я такого-то числа со своего рабочего места не смог осуществить такие-то действия. Чисто технически это очень тяжело.
С другой стороны, научное сообщество - это одно дело, но я не исключаю, что какие-то люди, которые несут от этого серьезные финансовые убытки, в суд подавать будут, и тогда можно попробовать присоединиться, условно говоря, к коллективному иску.