Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD94.09
  • EUR100.53
  • OIL87.64
Поддержите нас English
  • 508

Студенческие организации по всей России начиная со следующего учебного года начнут мониторинг закупок со стороны вузов — об этом заявил The Insider омбудсмен по правам студентов в России Артем Хромов. По его словам, эта инициатива уже поддержана министром образования Дмитрием Ливановым. Меж тем, ряд общественных организаций уже сегодня активно ведут мониторинг закупок и находят поразительные вещи. На государственные деньги вузы оплачивают, например, курсы по «основам поклонения» для имамов, покупают иномарки премиум-класса для ректората или же делают заказы для фирм, принадлежащих руководству вуза. The Insider приводит самые яркие примеры.

Изучение «основ поклонения»

В апреле 2016 года Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)  разместил заказ на «Оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации для мусульманских религиозных деятелей», на которые планируется потратить 20 миллионов рублей.

«Не совсем понимаю, как оказание таких услуг соотносится с положением закона об образовании о том, что в государственных образовательных учреждениях деятельность религиозных объединений не допускается», – говорит доктор наук Искэндэр Ясавеев, недавно перешедший в питерский филиал Высшей школы экономики из КФУ.

В пресс-службе КФУ The Insider подтвердили, что эти курсы организуются на средства федерального бюджета – в рамках федеральной программы по подготовке специалистов по истории и культуре ислама. По словам представителей пресс-службы, предполагает она, в том числе, светское образование для мусульманских религиозных деятелей, хотя, судя по техзаданию закупки, никакие светские познания на этих курсах давать не планируют: 16 академических часов обучающийся потратит на лекции и семинары по практике чтения Корана, 14 – на основы исламского вероучения, 12 академических часов – на изучение «основ поклонения», ещё 12 – на изучение обязанностей имама, за 6 шесть академических часов слушателям курсов расскажут о разных течениях внутри ислама, а ещё за 12 – об истории татарского богословия.

Ещё 360 тысяч рублей – КФУ заложил в нынешнем году на «услуги по подготовке информационных обзоров сообщений средств массовой информации, интернет – ресурсов для нужд Казанского федерального университета». Одно из положений техзадания закупки: при выявлении критических или негативных сообщений о КФУ в сети, администрация казанского университета уведомляется о них в течение получаса. По словам Ясавеева, любые дискуссии о КФУ в интернете сопровождаются появлением группы сетевых комментаторов, активно выступающей на стороне руководства вуза.

a2d66cbf9bfb627301dabc02a6156d49
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Пресс-служба КФУ получасовое уведомление вуза о негативных комментариях в интернете в разговоре с The Insider назвала нормальной функцией автоматизированной системы анализа сообщений в сети.

Автомобили – от 3 млн

Судя по анализу закупок, ректораты российских вузов предпочитают иномарки от 3 млн. рублей. В заявках не указывается, кому конкретно из сотрудников вузов нужны премиальные модели Mercedes, Audi или BMW, но сложно представить, для каких образовательных целей они могли понадобиться.

Скандалы по поводу подобных закупок происходят уже не первый год, и иногда их удается отменить.  Скажем, в 2013 году МГУ зарезервировал 3,5 млн рублей на приобретение люксового автомобиля. Согласно заявке МГУ, его максимальная скорость должна была быть не менее 250 километров в час, а до 100 километров в час машина должна была разгоняться не более чем за 7,1 секунды. В заявке требовалось, чтобы в автомобиле были установлены датчики света и дождя, бортовой компьютер, датчики парковки и камера заднего вида, керамическая окантовка системы управления, аудиосистема премиум-класса и др. Представители МГУ не объяснили журналистам, зачем московскому университету такой автомобиль, но после нескольких публикаций в СМИ от закупки отказались.

А недавно в конце мая 2016 Арбитражный суд Челябинской области признал недействительным контракт Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) на закупку Volkswagen Touareg стоимостью почти три миллиона рублей. Теперь автоцентр должен возвратить уральскому университету физкультуры проведенные по данному контракту 2 миллиона 998 тысяч.

Touareg-NF-2015
Суровые челябинские ректора предпочитают премиум-класс

Другая свежая история — Волгоградский государственный технологический университет разместил заказ на приобретение новой Audi A6 цвета черный металлик за 2 миллиона 350 тысяч рублей.

Начальник контрактной службы ВолГТУ Вадим Хлипун пояснил The Insider, что цена в два миллиона триста тысяч заявлена после исследования рынка. Если появятся более дешевые предложения, цена будет снижена, подчеркивает он. Зачем ВолГТУ понадобился новый Audi A6, Хлипун не знает. Начальник управления по связям с общественностью вуза Светлана Скворцова комментировать The Insider закупку отказалась.

Расследование ведут физики

Иногда объективно оценить адекватность госзакупки сложно, и без независимой экспертизы не обойтись.

Так, например, отделение профсоюза «Университетская солидарность» в Московском физико-техническом институте (о бурной деятельности которого The Insider уже писал) также нашли странные, по их мнению, госзакупки. В том числе на новую мебель в 2015 году Физтех потратил аж 44 миллиона рублей на мебель в рамках закупок «Мебель для медицинских лабораторий» и «Лабораторная мебель». Другой странный пример – «Маршрутизатор», на который было заложено аж 17 миллионов рублей.

В ответ пресс-служба МФТИ пояснила The Insider, что мебель предназначена для сданного в 2015 году шестиэтажного корпуса Физтех.Био и Инжинирингового центра МФТИ, запущенного в 2013 году Минобрнауки и Минпромторгом. «Надо понимать, что лабораторная мебель – это не совсем обычная мебель, это не диваны и полки из IKEA, а, например, специальные вытяжные шкафы, которые подключаются к вентиляции, раковины с особым покрытием, сушилки для оборудования, шкафы для безопасного хранения кислот и щелочей, агрессивных химикатов, комплект столов для аналитических приборов, лабораторные столы со стойким к воздействию химикатов покрытием», – говорит сотрудница пресс-службы МФТИ Елена Брандт.

Маршрутизатор, по словам пресс-службы, тоже стоил своих денег: «По названию закупки можно подумать, что речь идет о роутере, однако это не он, а устройство, которое в сложных сетях распределяет путь данных, нечто вроде «мозгов» для всей IT-системы института, – рассказала The Insider Елена Брандт, -17 миллионов – это стоимость не одного устройства, а целого комплекта: шасси, блоков питания, двух модулей коммутации и трех модулей интерфейсов. Увы, нам не удалось их потратить. Из-за недостатка финансирования был закуплен комплект без резерва: шасси, блоки питания, модуль коммутации и два модуля интерфейсов за 11 миллионов рублей», – пояснила она. По ее словам, IT-система МФТИ обслуживает порядка десяти тысяч человек, и многим лабораториям института требуются очень большие объемы сетевого трафика.

Оценить, насколько адекватны указанные в закупках цены сложно, но в «Университетской солидарности» с удивлением отмечают, что десятки миллионов на особую мебель нашлись, но вот на кафедрах и в учебных аудиториях МФТИ замена мебели не производилась уже давно, да и доски в аудиториях оставляют желать лучшего. Кроме того, недавно почти полностью была сокращена оплата командировок преподавателям вуза.

Возникают и другие вопросы к закупкам в Физтехе. В распоряжении The Insider оказался протокол закупочной комиссии МФТИ, принявшей решение о заключении договора на 45 миллионов рублей в сентябре 2015 года. Подписи под этим финансовым документом двух из трех членов комиссии – начальника научного управления МФТИ Андрея Батурина и его заместителя Виталия Барагана – выглядят удивительно похожими.

протокол

Закупки и посадки

Периодически вузовские закупки становятся поводом для расследований СК. Трое представителей руководства Дальневосточного федерального университета находятся под домашним арестом по делу о не выполненных, но оплаченных вузом работах на 20 миллионов рублей.

Дело не только в том, какие услуги заказывает вуз, но и у кого он их заказывает. В апреле 2016 проект «Муниципальный сканнер» опубликовал расследование деятельности Сергея Абрамова, директора Института программных систем в Переславле-Залесском. По данным «Муниципального сканнера», с 2011 по 2016 годы Абрамов провел закупки более чем на 30 миллионов рублей. Институт за государственный счет приобретал услуги либо у фирмы Абрамова, либо у фирм его подчиненных. Заявление об этом передано в Следственный комитет. В институте не смогли дать The Insider комментарий по этому вопросу.

Впрочем, не факт, что переславльских программистов ждет уголовное дело. Руководитель новгородского регионального центра «Трансперенси Интернешнл Россия» Анна Черепанова рассказала The Insider, что Новгородский государственный университет также на десятки миллионов рублей закупил программное обеспечение у фирм, созданных сотрудниками университета и поддерживавших высокие цены. В 2015 году Федеральная антимонопольная служба пресекла работу этой схемы. Но участники истории были лишь оштрафованы на десятки тысяч рублей, несмотря на суммы контрактов в десятки миллионов рублей. Уголовная ответственность за картельный сговор наступает, если удается доказать нанесение ущерба в крупном размере, либо был получен доход более 50 миллионов рублей. В менее серьезных случаях применяется только административная статья 14.32 КоАП, «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения».

Омбудсмен по правам студентов Артем Хромов рассказал The Insider, что министр образования Дмитрий Ливанов одобрил внедрение в вузах системы контроля за закупками со стороны студенческих организаций. Этот вопрос, по словам Хромова, был поднят в мае 2016 года на встрече Ливанова с представителями студенческих объединений.

Студенческий омбудсмен говорит, что опыт привлечения студентов к контролю за закупками есть в Санкт-Петербургском государственном университете. Но закупки – вещь непростая. Например, благодаря студентам были сформулированы такие требования по работе вузовской столовой, что не нашлось ни одной фирмы, желавшей бы взяться за такой контракт – пришлось корректировать условия закупки. Есть и более успешный опыт - благодаря контролю, жестко оштрафовали фирму, срывавшую сроки ремонтных работ в петербургском университете. Система контроля за госзакупками начнет внедряться в вузах с осени, по мере готовности студенческих объединений брать на себя такие полномочия, говорит Хромов.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari