Вечером 7 октября Управление Следственного комитета по Санкт-Петербургу сообщило о возбуждении уголовного дела из-за смерти 55-летней местной жительницы, к которой не смогли приехать врачи из Мариинской больницы. «Проезд Невского проспекта был затруднен», - сообщается на сайте СК без указания причины. В тот момент на Литейном проспекте проходило шествие сторонников политика Алексея Навального.
Дело возбуждено по ч.1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Установлены ли фигуранты дела, пока не сообщается. У журналистов и участников субботнего митинга возникли сомнения в достоверности этой истории, и вот почему.
По информации СК, женщина проживала на Колокольной улице в Центральном районе. Городской комитет здравоохранения сообщил «Интерфаксу», что вызов из ее квартиры поступил в 18:48. Бригада скорой выехала, однако на углу Невского и Литейного проспектов проезд оказался заблокирован. Для проезда были подключены ДПС, но параллельно пустили вторую бригаду скорой со стороны Владимирского проспекта.
Центральная подстанция скорой помощи, откуда была отправлена первая бригада, расположена по адресу Литейный проспект, 56, между улицей Жуковского и Невским проспектом. В комитете здравоохранения «Фонтанке» сообщили, что проезд до угла с Невским занял у скорой две минуты. На углу бригада попала в пешеходный затор, поэтому дорога до Колокольной улицы заняла 16 минут. К этому времени до пациентки добралась вторая бригада, которая констатировала ее смерть.
нарисовал, как всё было pic.twitter.com/N8XfzLU6Ac
— Artem Srbrkv (@betterthankafka) 7 октября 2017 г.
До сих пор непонятно, что за пешеходный затор образовался на Невском, однако, по данным «Фонтанки»все митингующие (около тысячи человек) в этот момент находились в другом месте, на Литейном проспекте. Он расположен севернее Мариинской больницы, на участке между улицами Пестеля и Некрасова. В 18:42 Литейный оцепила полиция, с него никого не выпускали. В течение получаса там задерживали людей. Участок Литейного проспекта от Мариинской больницы до Невского был свободен от протестующих, потому что они не успели туда дойти.
Наконец, «Фонтанка» обратилась в УГИБДД Петербурга и области с вопросом, действительно ли около семи вечера 7 октября врачи обращались к нарядам ДПС для расчистки проезда. В ведомстве ответили, что такой информации у них нет.
Информацию о том, что в этот момент все протестующие находились на Литейном проспекте, подтверждает фотограф Давид Френкель, в тот момент освещавший акцию. «Мариинская — это Литейный 56. 4-й дом от Невского. Ехала на Колокольную — это еще 9 домов. Итого скорой нужно было проехать всего 13 домов, или чуть более 600 метров. При этом на половине пути ее блокируют протестующие, которые находятся на проезжей части. Однако, протестующие были остановлены оцеплением ОМОНа не доходя до улицы Некрасова, о чем есть множество фотографий. За кордон прорвалось менее 10 человек, большая часть из них была задержана», - написал он в фейсбуке.
Он опубликовал фото, на котором виден полицейский кордон, заблокировавший протестующих. Слева на доме висит табличка, по которой можно установить, что это угловой дом с улицы Некрасова. Более того, за спинами ОМОНа свободно ездят автомобили.
Эту информацию Радио «Свобода» подтвердили очевидцы событий. Активистка «Группы помощи задержанным» Марина Букина, которой полицейские разбили голову во время задержания, рассказала, что в тот момент протестующих задерживали на Литейном: «Это полная чушь, любой человек, бывший там, подтвердит, что проезд от Мариинской больницы, которая гораздо дальше этого места, был совершенно свободен».
Журналист «Эха Москвы» Арсений Веснин, также освещавший акцию, заявил Радио «Свобода», что протестующие не могли помешать скорой: «Ей же географически надо было ехать в другую сторону – и как раз путь от Мариинской до Невского был совершенно свободен. Я могу теоретически представить, что и на Невском в какое-то время проезд был затруднен – но разве что из-за полицейских автозаков и автобусов, которых было очень много. И на самом деле Колокольная улица так близко от Мариинской больницы, что врачи могли безо всякой машины добежать туда за 5 минут».
The Insider связался с пресс-службой комитета здравоохранения Санкт-Петербурга. Пресс-секретарь ведомства Евгения Лаурхаммер информацию «Интерфакса» о «пешеходном заторе» назвала «интерпретацией» агентства. «В 18:48 на подстанцию скорой помощи поступил звонок, вызов на Колокольную улицу женщины 50 лет <СК сообщал о смерти женщины 55 лет — The Insider>. Наша бригада выехала, и ориентировочно на углу Невского и Литейного они встали. По инструкции они должны сообщать о таких случаях препятствия доезда. Связались с дежурным, и дежурный направил другую бригаду и параллельно сообщили в ГИБДД, они помогали проехать. Первая бригада доехала за 16 минут, там уже на месте работала другая бригада, которая раньше приехала», - сообщила Лаурхаммер.
На вопрос о том, видели ли врачи и водитель причину затора, представитель комитета заявила: «Врачи сидят в машине, они не должны покидать свое рабочее место. Они сообщают о том, что факт имеет место — затор. Они не могут проехать физически. Водитель также не может покидать машину. Я не водитель скорой помощи, не могу сказать, видел ли он или не видел».
Если подтвердится информация о том, что затор на Невском возник из-за автозаков и другой согнанной властями техники, то фигурантом возбужденного уголовного дела могут стать уже представители мэрии Санкт-Петребурга, причем не только как организаторы затора, но и как те, кто отказал протестующим в проведении согласованного мероприятия.