Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.78
  • EUR92.43
  • OIL41.23
Антифейк

ТАСС предупредил о фальсификациях на выборах в Черногории, ссылаясь на фейковое агентство

Информационное а­­гентство ТАСС 15 октября сообщило о возможной фальсификации выборов в Черногории, процитировав несуществующее новостное агентство. На это обратила внимание на своей странице в Facebook журналист Юлия Петровская.

В заметке от 16 октября ТАСС цитирует «черногорское информационное агентство CGNA (Crna Gora Novinska Agencija)»: «Надежные источники в Европейской комиссии сообщили, что ... европейские чиновники пытаются сопоставить демографические данные по стране со списками избирателей, предоставленными министерством внутренних дел Черногории», поскольку «эксперты Европейской комиссии, обеспокоенные рассогласованием данных, забили тревогу».

Пресс-секретарь Еврокомиссии Майя Косьянчич на вопрос черногорской газеты Pobjeda о том, основано ли сообщение ТАСС на реальных фактах, ответила отрицательно.

Приведенная ТАСС ссылка на сайт «информационного агентства CGNA» (https://cgna.me/) на момент написания этой заметки не открывается. Однако сайт Crna Gora Novinska Agencija открывается по адресу cgna.info, где действительно размещен цитируемый текст на черногорском (сербском) и английском языках.

Заметка написана от первого лица. В абзаце, процитированном ТАСС, говорится: «Надежные источники в Европейской комиссии сообщили мне, что ...». Как смог установить The Insider, текст скопирован из блога Drakulablog.com, в основном посвященного критике внешней политики США и периодически публикующего материалы, получаемые, как указывается, «из конфиденциальных источников». Публикации в блоге сделаны на английском языке. Размещенная на сайте cgna.info версия заметки на черногорском является плохим переводом с английского — как и многие другие публикации на сайте CGNA.

Крупнейшая черногорская газета Pobjeda в выпуске от 16 октября пишет: «Названное агентство состоит из одного единственного веб-сайта, на котором нет ни выходных данных, ни адреса, и который по нашим данным не числится в перечне СМИ, зарегистрированных в Черногории». Издание отмечает, что тексты на сайте очевидно переведены с помощью Google Translate с иностранного языка, и приводит примеры несоответствия нормам черногорского языка. Таким образом, пишет далее Pobjeda, речь, по-видимому, идет о сайте, сделанном специально к выборам в Черногории. «В связи с этим особенно удивителен тот факт, что такое крупное новостное агентство как ТАСС ссылается на абсолютно нереспектабельный источник, выдвигающий столь серьезные обвинения, как фальсификация выборов», — заключает издание.

TASS-fake-Pobjeda

Добавим, что сайт cgna.info был зарегистрирован только что, а именно 16 октября 2016 года. Недоступный в настоящее время сайт cgna.me, на который ссылается ТАСС, был зарегистрирован немногим ранее, 27 сентября. По сведениям WHOIS, портал зарегистрирован на имя частного лица, в качестве контактных данных указаны мобильный номер отеля Južno More в Сутоморе и адрес другой гостиницы неподалеку. На самом сайте контактные данные действительно отсутствуют, а описание деятельности агентства скопировано с сайта южноафриканского агентства African News Agency

Отметим, что на «Блог Дракулы», где появилась заметка о якобы планируемых фальсификациях, ранее ссылалось российское государственное информагентство Sputnik News: 1 апреля 2015 года — на следующий день после регистрации сайта drakulablog.com — там была опубликована подборка материалов на английском и украинском языках, которые были представлены как совместные планы западных и украинских спецслужб по проведению «информационно-психологических операций» для дискредитации России и её руководства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari