

29 декабря в 16:28 по московскому времени в Telegram-канале МИД России опубликовано заявление Сергея Лаврова:
Выглядело оно крайне странно на фоне сообщения Минобороны, появившегося в тот же день в 7:44:
По информации Минобороны, ночью (до 7:00) било сбито всего 90 беспилотников, причем всего 18 из них — в Новгородской области, где расположена резиденция Путина. Самое большое количество — 49 — пришлось, что вполне логично, на граничащую с Украиной Брянскую область. Остальные летели явно не в направлении Валдая. Беспилотников, которые не удалось сбить, по утверждению Лаврова, не было. Так что его заявление явно не вяжется с официальной информацией Минобороны, на что обратили внимание даже далекие от проукраинской позиции блогеры.
Впрочем, в 9:30 появилось еще одно сообщение Минобороны, в котором фигурировали еще 23 сбитых дрона, причем все над Новгородской областью.
Можно ли считать время с 7 до 9 утра ночью — вопрос странный, но допустим, что Лавров всего лишь оговорился, упомянув в своем заявлении только ночь, но не утро. Так или иначе, считаем: 18 ночью и 23 утром в Новгородской области — итого 41. То, что сбито в Адыгее, Краснодарском крае, Ростовской и Орловской областях, а также над Азовским морем, летело явно не в сторону Валдая. 1 в Смоленской области — если направлялся на Валдай, то мог пролетать эту область в районе Рославля или Десногорска. И остаются 49 в Брянской области; все, что летит из Украины в западные области европейской части России, эту область, скорее всего, пересечет. В сумме 91, как позже объявит Лавров. Но тут начинаются странности.
Лавров исходит из того, что все дроны, выпущенные в сторону западных районов России, были нацелены на валдайскую резиденцию Путина. Это уже довольно смелое допущение, так как несколько беспилотников в ту же ночь было выпущено в направлении юго-востока европейской части России, то есть не все силы были брошены на удар по резиденции. И возникает вопрос: откуда может быть известно, куда именно направлялся дрон, сбитый над Брянской областью? В самой этой области есть и военные объекты, и нефтяная инфраструктура, которые могут быть целями украинских атак, а маршруты дронов через нее могут пролегать и в Смоленскую, и в Тверскую, и в Ленинградскую, и в Псковскую область. Но Лавров решил приплюсовать все их к сообщениям из Новгородской области, в которой, кстати, тоже есть не только резиденция Путина.
Другая странность связана со вторым утренним сообщением Минобороны. Как известно, Новгородская область с Украиной не граничит; чтобы добраться до нее, дрон должен пересечь воздушное пространство Брянской, Смоленской и Тверской областей. Но в информации Минобороны нет ни слова о дронах, сбитых в этих областях после 7:00. Получается, что ночью ПВО в Брянской области работала довольно эффективно, а утром почему-то отключилась и позволила всем дронам долететь до Новгородской области. Если предположить, что второе сообщение не было подготовкой к фейковому заявлению об атаке на резиденцию Путина, то объяснить такой ход событий довольно трудно.
Telegram-канал «Можем объяснить» пишет, что на Валдае в эту ночь и утро не было слышно ни звуков летящих дронов, ни работы ПВО; предупреждений о воздушной опасности жители региона тоже не получали.
С учетом всего этого заявление Лаврова производит впечатление совсем уж неправдоподобного. Впрочем, главный, возможно, адресат этой версии поверил: Дональд Трамп, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что был очень рассержен, узнав от Путина об атаке.
Впрочем, он тут же пояснил, что ничего об этой атаке не знает, кроме того, что рассказал ему Путин, а оценку действиям Украины дал в условном наклонении: «Это было бы очень плохо. Это не было бы хорошо» (So that would be too bad. That would not be good). Скорее всего, имеющиеся у США средства спутникового слежения могут подтвердить или опровергнуть картину, нарисованную Путиным в разговоре с Трампом.