Выступая на так называемом Всебелорусском народном собрании, Александр Лукашенко заявил, что бежавшие за границу оппозиционные лидеры планируют захватить один из районов Беларуси:
«Хотя бы захватить какой-то, не знаю почему выбрали, Кобринский район, много об этом они там говорят. Но он же не у самой границы. Есть же ближе к границам. Нет, Кобринский район. Захватить, объявить власть, обратиться в НАТО, ввести войска».
Кто именно об этом «много говорил», Лукашенко не пояснил, но в действительности о возможной смене власти в Кобринском районе Брестской области говорил лишь он сам. 25 февраля, в день выборов в Национальное собрание и местные органы власти, он заявил, придя на избирательный участок в Минске:
«Есть и другие вещи, которые мы опасались выдавать в общество, чтобы не расшифровать, как говорят спецслужбы, свои источники. Но тем не менее, обо всем рассказали. В том числе и о плане захвата, как они там говорят, Кобринского района или еще Малориты. Ну, Малорита рядом, ладно, Кобрин-то далеко от границы. Но и эти города назывались. Вот клочок захватить, власть объявить, все признают эту власть, власть обратится в НАТО, будут введены войска. Это не блеф, абсолютно не блеф, такие обсуждаются планы».
Похоже, в географии своей страны Лукашенко разбирается довольно слабо: Кобринский район, который, по его мнению, «далеко от границы», на самом деле граничит с Волынской областью Украины. От города Кобрина до украинской границы около 40 км, примерно такое же расстояние до Бреста, расположенного у границы с Польшей. Город Малорита Брестской области действительно ближе к границе Украины (около 15 км), а от польской границы даже чуть дальше, если иметь в виду расстояние по дорогам, а не по прямой через леса.
Впрочем, это не делает изложенный Лукашенко сценарий менее фантастичным: он предполагает, что какие-то отряды вооруженной оппозиции просачиваются через границу, захватывают приграничный район, объявляют о смене власти, а страны НАТО признают эту власть законной и вводят войска. Это при том, что лукашенковская Беларусь — союзник России, связанный с ней Договором о коллективной безопасности, в статье 4 которого говорится:
«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Помимо всего прочего, в Беларуси размещено российское ядерное оружие.
То есть, по предположению Лукашенко, НАТО зачем-то собирается вступить в прямой военный конфликт с Россией из-за переворота в отдельно взятом районе Беларуси с населением около 53 тысяч человек.
На том же «Всебелорусском народном собрании» глава КГБ Беларуси Иван Тертель сообщил, что «в Украине прошли подготовку до тысячи боевиков, которых планируется задействовать для захвата населенного пункта в Беларуси». По его же словам, спецслужбы якобы «предотвратили удары беспилотников с территории Литвы по объектам в Минске», причем готовили удары некие радикалы совместно с литовским «парамилитарным формированием „Клуб стрелков”». Возможно, он имел в виду Союз стрелков Литвы (Lietuvos Šaulių Sąjunga) — военизированную организацию под руководством литовского правительства.
Завершил Лукашенко свой фантастический рассказ о перевороте в Кобрине грозным предупреждением:
«Не забывайте, что вы очень сильно вредите своим родственникам. Не забывайте, что у вас какая-то собственность есть здесь, — советую уже забыть про эту собственность. Но не ставьте под удар своих родственников».
Предложение не забывать о том, что он сам же советует забыть, — готовый мем. Но вот к чистосердечному признанию в том, что белорусские власти фактически взяли родственников покинувших страну оппозиционеров в заложники, приходится относиться серьезно.