Сергей Лавров в интервью радиостанциям «Спутник», «Говорит Москва» и «Комсомольская правда» заявил:
«Из серии чистосердечных признаний: <…> Боррель, у которого иногда прорываются откровения в виде цветущего сада, окруженного джунглями, недавно заявил: „Мы воюем не за Украину, а против России”. Таких высказываний очень много».
Откуда Лавров взял эту цитату, он не объяснил. Найти у главы европейской дипломатии слова о том, что ЕС якобы воюет против России, оказалось невозможно. Зато нашлось утверждение прямо противоположное:
«Мы не воюем против России, мы защищаем Украину. И защищать Украину означает защищать основанный на правилах международный порядок. Иначе это будет закон джунглей».
Правда, сказано это было в мае 2022 года. Может быть, с тех пор мнение Борреля и позиция ЕС изменились?
Но в апреле 2024 года он, призывая государства ЕС создать механизм финансирования Европейского оборонного агентства, говорил лишь о возможности войны в неопределенном будущем:
«Россия угрожает Европе. Война начнется не завтра, но мы не можем отрицать реальность. <…> Война определенно надвигается на нас. Высокоинтенсивная конвенциональная война в Европе перестала быть фантазией».
Правда, в недавнем интервью CNN Боррель говорил, что Запад поддерживает Украину не только из симпатий к ней, но и потому, что это в его интересах, очевидно, имея в виду заинтересованность в сохранении того самого порядка, основанного на правилах. Чего у этих словах точно нет, так это утверждения, будто Европа и Запад участвуют в войне с Россией:
«Как вы знаете, США заинтересованы в поддержке Украины. В противном случае это будет карт-бланш для России — и мы знаем, что тогда произойдет: вспомним Крым, вспомним Сирию. Мы не сможем позволить России выиграть эту войну, иначе интересам США и Европы будет нанесен большой ущерб. Это не просто вопрос щедрости, мы поддерживаем Украину не только из любви к украинскому народу, это в наших собственных интересах. Это также отвечает интересам США как глобального игрока, которого следует воспринимать как надежного партнера, обеспечивающего безопасность союзников».
Что же касается метафоры с садом и джунглями, тут Лавров вспомнил выступление Борреля в Европейской дипломатической академии в Брюгге в октябре 2022 года:
«Европа — это сад. Мы создали сад. Все работает. Это лучшее сочетание политической свободы, экономического процветания и социальной сплоченности, которое смогло построить человечество, — три вещи вместе. <…>
Остальной мир — не совсем сад. Большая часть остального мира — это джунгли, и джунгли могут вторгнуться в сад. Садовникам следует позаботиться об этом, но возведением стен сад не защитить. Маленький красивый сад, окруженный высокими стенами, чтобы не допустить проникновения джунглей, не станет решением. Потому что джунгли обладают сильным потенциалом роста и стена никогда не будет достаточно высокой, чтобы защитить сад.
Садовникам придется отправиться в джунгли. Европейцам необходимо гораздо активнее взаимодействовать с остальным миром. В противном случае остальной мир вторгнется сюда разными способами и средствами.
Да, это мое самое важное послание: нам следует гораздо активнее взаимодействовать с остальным миром».
Борреля после этого стали обвинять в высокомерном отношении к неевропейским народам, на что он ответил:
«Некоторые ошибочно истолковали эту метафору как „колониальный евроцентризм”. Сожалею, если кто-то почувствовал себя оскорбленным.
Мое упоминание о „джунглях” не имеет расистского, культурного или географического подтекста. К сожалению, „джунгли” есть везде, в том числе и сегодня в Украине».