В своей очередной «Культурной страничке» в «Вестях недели» Дмитрий Киселев рассказывал, как во Франции игнорируют 75-летний юбилей выдающегося актера, получившего российское гражданство:
«В ближайшую среду крупнейшему киноактеру Европы Депардье исполнится 75 лет. В его родной Франции этот юбилей заранее запрещен, его никто не заметит, а 200 фильмов с участием Депардье фактически изъяты государством из показа. Но Россия для Депардье — вторая родина».
По этому поводу Киселев кратко рассказал о творческом пути Депардье, причем общепризнанный шедевр Бертрана Блие «Вальсирующие», принесший молодому Депардье славу, удостоился лишь такой характеристики:
«Два маргинала воруют по мелочи, дерутся, крепко пьют, занимаются сексом с первыми встречными женщинами — те, кстати, совершенно не против… Сегодня подобная картина не имела бы ни малейшего шанса еще на уровне сценарной заявки, а тогда она стала чемпионкой проката».
Но особенно интересует Киселева такой эпизод из биографии актера:
«Жерар Депардье всегда с уважением и любовью воспринимал и русскую культуру. „Для меня народ —это его культура”, — говорит мастер. И вот в 2013-м мечты сбываются. 3 января 2013 года Владимир Путин подписал указ о приеме в гражданство Российской Федерации Жерара Депардье. Спустя два дня — ужин с президентом, где Депардье рассказывает о своей новой киноработе. <…>
Вот с тех-то времен Депардье, скорее всего, и взяли на карандаш. В Европе злодейство умеют планировать тщательно.
Через пять лет появятся первые иски и заявления от неких пострадавших: фрагментарные свидетельства без малейших доказательств деяний, которые ему вменяют в вину. <…>
Странно даже предполагать, что мужчина, в объятия которого могли, хотели и были готовы броситься тысячи поклонниц всех возрастов и любой комплекции, может проявить необузданность в отношениях с дамой.
Остальные защищать российского гражданина Депардье не собираются, да и кто он такой, этот толстяк с натруженными руками работяги и с нежным взглядом юноши. Кому нужен в этом царстве политкорректности такой динозавр?!»
75-летие актера во Франции действительно не отмечают торжественно, на телевидении не видно ретроспектив фильмов с его участием. Лишь президент Макрон выступил в его защиту, что, кстати, Киселев тоже упомянул. Но для негативной реакции французского общества есть вполне весомые причины: в апреле опубликованы свидетельства 13 женщин, обвинивших Депардье в домогательствах и сексуальном насилии, а совсем недавно к ним добавилась еще одна — испанская журналистка Рут Баса.
Против Депардье возбуждено уже второе уголовное дело о домогательствах; впрочем, в прокуратуре допустили, что он может быть прекращено по причине истечения срока давности. В начале декабря на телеканале France 2 показали документальный фильм, в котором прозвучало несколько его непристойных фраз об отношении к женщинам. Накануне показа этого фильма покончила с собой 60-летняя актриса Эмманюэль Дебевер, которая была одной из первых, кто обвинил Депардье в изнасиловании.
На фоне таких событий странно было бы устраивать юбилейные торжества. Но ни о каком запрете фильмов с участием Депардье во Франции не может быть и речи, тем более что он снимался у таких выдающихся режиссеров, как Франсуа Трюффо, Ален Рене, Марко Феррери, Жан-Люк Годар, Питер Уир, Клод Шаброль, Франсуа Озон. Да и вряд ли у государственных органов есть такие полномочия: запретить показ фильма во Франции можно только решением суда (такое случилось в 2016 году с «Антихристом» Ларса фон Триера в результате иска группы католических активистов). Руководитель отдела кино государственного медиахолдинга France Télévisions Мануэль Альдюи заявил в интервью журналу Variety:
«Мы не будем запрещать фильмы, но не будем и чествовать артистов, которым предъявлены обвинения, пока они не будут полностью оправданы».
В том же интервью Альдюи сообщил, что в 2024 году в ретроспективу Франсуа Трюффо будет включен фильм «Последнее метро» с Депардье в главной роли.
Заявление Киселева о том, что после получения Депардье российского гражданства во Франции его «взяли на карандаш», выглядит по меньшей мере странно на фоне того, что с 2014 года он снялся в 34 фильмах. И даже после того как в 2020 году против него возбудили уголовное дело, в 2021 году вышли 4 фильма с его участием, в 2022-м — 5. На Каннском фестивале 2021 года фильм Констанс Мейер «Защитница» с Депардье открывал «Неделю критики».
Насчет России как «второй родины» Депардье тоже не все так просто: он известен как «коллекционер паспортов», помимо французского и российского, у него есть также гражданство Бельгии, Алжира и ОАЭ. После получения российского паспорта он не снимался ни в одном российском фильме.
Любопытно, но Киселев ничего не сказал об отношении Депардье к войне в Украине: в марте 2022 года тот заявил, что выступает против этой братоубийственной войны, в пресс-релизе для агентства France Presse осудил «неприемлемые безумные прихоти» Владимира Путина, в апреле 2022 года перечислил доходы от своих выступлений в парижском театре украинцам, пострадавшим от войны, а в феврале 2023 года в интервью газете Augsburger Allgemeine Zeitung отметил, что его отношение к России остается неизменным, но войну он считает «великим абсурдом».