Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD104.24
  • EUR110.20
  • OIL72.5
Поддержите нас English
  • 901
Антифейк

Кремлевские СМИ объявили доклад ООН о нарушениях прав человека в ходе нападения России на Украину «отчетом о нарушениях ВСУ»

РИА «Новости» в материале под заголовком «Отчет ООН о нарушениях ВСУ усилит влияние Запада на Киев, считают в ДНР» пишет:

«Отчет Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН) о значительном росте нарушений закона украинскими силовиками усилит влияние Запада на киевский режим, заявила глава представительства ДНР в Москве Ольга Макеева.
УВКПЧ ООН во вторник опубликовало отчет о задержании гражданских лиц на Украине. Согласно отчету, количество нарушений украинскими войсками прав людей на свободу и безопасность резко возросло с 24 февраля 2022 года, в частности, фиксировались произвольные задержания и насильственные действия со стороны украинских силовиков.
„Что изменилось? Почему сегодня эта информация была опубликована? Я не верю в искренность намерений ‘миссионеров’, ведь отсутствие их реакции на непрекращающуюся накачку Украины силами и средствами со стороны ‘западников’ свидетельствует об отсутствии заинтересованности у этого международного института в прекращении войны и нарушении прав мирного населения русских земель со стороны неонацистов. Скорее всего, опубличивание этих данных будет использоваться для усиления влияния на действующий марионеточный режим Зеленского и ко”, — написала Макеева в своем телеграм-канале».

Другой материал РИА «Новости» о том же документе озаглавлен «ООН обвинила украинских силовиков в пытках десятков задержанных гражданских», а «Российская газета» рассказывает о нем в материале под заголовком «ООН: Десятки задержанных подвергались пыткам в скрытых украинских изоляторах».

Так называемый «отчет о нарушениях ВСУ» на самом деле именуется «Задержания гражданских лиц в контексте вооруженного нападения Российской Федерации на Украину». В разделе «Краткое содержание» читаем:

«Продолжающееся вооруженное нападение России на Украину, нарушающее Устав ООН и международное право, привело к целому ряду нарушений прав человека и международного гуманитарного права. С 24 февраля 2022 года Российская Федерация задержала большое количество мирных жителей Украины на контролируемой или оккупированной ею украинской территории. Украинские власти также задерживали мирных жителей за преступления, связанные с конфликтом. В настоящем отчете излагаются проблемы, выявленные Управлением верховного комиссара ООН по правам человека в связи с содержанием под стражей во время конфликта.
УВКПЧ подчеркивает, что правительство Украины продолжало предоставлять УВКПЧ полный и конфиденциальный доступ к задержанным в связи с конфликтом в местах содержания под стражей, за исключением случая 87 гражданских российских моряков, задержанных на своем судне в Измаиле. Правительство Украины также ведет с УВКПЧ конструктивный диалог в отношении нарушений, приписываемых его субъектам. Российская Федерация не предоставила УВКПЧ никакого доступа к задержанным в связи с конфликтом, несмотря на повторные просьбы. Это отсутствие доступа также означает, что количество и характер дел не подлежат сравнению друг с другом.
На оккупированной ею территории Украины Российская Федерация задержала гражданских лиц, что в некоторых случаях было де-факто задержанием по соображениям безопасности, без соблюдения порядка, требуемого международным гуманитарным правом. Хотя такое задержание в принципе предусмотрено международным правом, без таких гарантий оно представляет собой произвольное задержание. Он также не соблюдал надлежащие правовые процедуры и процессуальные гарантии защиты гражданских лиц, закрепленные в МППЧ, что создавало риск насильственных исчезновений, пыток и жестокого обращения.
УВКПЧ задокументировало 864 отдельных случая (763 мужчины, 94 женщины и 7 мальчиков) произвольных задержаний, совершенных Российской Федерацией в период с 24 февраля 2022 года по 23 мая 2023 года, многие из которых можно рассматривать как насильственные исчезновения. Многие лица были задержаны в ходе так называемой „фильтрации” на оккупированной Российской Федерацией территории — выявления возможной связи жителей с украинскими вооруженными силами и властями или их поддержки, а также для сбора информации о жителях оккупированной территории. <…> «Фильтрация» не соответствовала стандартам как международного гуманитарного права, так и международного права в области прав человека и была произвольной, а в некоторых случаях должна рассматриваться как к насильственное исчезновение людей.
УВКПЧ задокументировало задержание Российской Федерацией 260 гражданских лиц (209 мужчин и 51 женщина) на основании их предполагаемых политических взглядов или других законных способов осуществления свободы выражения мнений. Случаи касались местных государственных служащих, активистов гражданского общества, гуманитарных добровольцев и неформальных лидеров общин, включая учителей и священников. УВКПЧ также задокументировало задержание 88 гражданских лиц (все мужчины), которые ранее (до 24 февраля 2022 года) служили в украинских вооруженных силах.
Российские вооруженные силы содержали задержанных гражданских лиц, связанных с конфликтом, от нескольких дней до недель или месяцев, часто без связи с внешним миром, в неофициальных местах содержания под стражей. В 26% этих случаев Российская Федерация перевозила задержанных в другие места на оккупированной территории или депортировала их в Российскую Федерацию вопреки запрету на насильственное перемещение или депортацию в соответствии с международным гуманитарным правом. Более того, во многих случаях российские вооруженные силы и оккупационные власти долгое время не признавали факт задержания и не сообщали информацию родственникам и адвокатам. Эта практика особенно сильно ударила по родственникам и друзьям задержанных, отчаянно искавшим информацию.
Во время содержания под стражей без связи с внешним миром гражданских лиц, задержанных в связи с конфликтом, часто допрашивали военнослужащие российских вооруженных сил. В случаях, задокументированных УВКПЧ, более 91% гражданских лиц, задержанных Российской Федерацией, рассказали, что их подвергали пыткам и жестокому обращению, в том числе сексуальному насилию. В задокументированных случаях такое обращение, по-видимому, применялось для того, чтобы заставить жертв признаться в оказании помощи украинским вооруженным силам, заставить их сотрудничать с оккупационными властями или запугать тех, кто, как считается, придерживается проукраинских взглядов. Во многих местах условия содержания под стражей были настолько ужасными, что сами условия содержания под стражей могли быть приравнены к жестокому обращению или, в некоторых случаях, к пыткам в соответствии с международным правом.
В частности, УВКПЧ серьезно обеспокоено казнью 77 гражданских лиц (72 мужчин и 5 женщин) в то время как они были произвольно задержаны Российской Федерацией, а также смертью одного задержанного (мужчины) в результате пыток, негуманных условий содержания и/или отказа в необходимой медицинской помощи.
В Украине поправки к ее уголовному кодексу после введения военного положения предоставили украинским властям более широкие полномочия по задержанию лиц, которые считаются представляющими угрозу безопасности или подозреваемыми в совершении уголовных преступлений против национальной безопасности. Эти поправки в сочетании с практикой украинских силовых структур также привели к созданию условий, способствующих произвольным задержаниям. УВКПЧ задокументировало 75 случаев (57 мужчин, 17 женщин и 1 мальчик) произвольного задержания украинскими силовиками, в основном лиц, подозреваемых в связанных с конфликтом уголовных преступлениях.
В течение отчетного периода украинские правоохранительные органы и силовики, по-видимому, злоупотребили положениями о задержании на месте преступления при задержании нескольких гражданских лиц без ордера за предполагаемое членство в вооруженных формированиях самопровозглашенных „республик” в период с 2014 по 2020 год, что привело к произвольному лишению свободы.
Закон о коллаборационизме, принятый 3 марта 2022 года, который ввел уголовную ответственность за сотрудничество с „государством-агрессором”, предусматривает уголовную ответственность за широкий спектр действий, потенциально включая действия, к которым оккупирующая держава может законно принуждать в соответствии с международным гуманитарным правом. Сообщается, что Генеральная прокуратура возбудила более 5400 уголовных дел по этому закону, а суды вынесли более 500 обвинительных приговоров. Неясность и чрезмерно широкая терминология в правовых положениях вызывают озабоченность в отношении принципа законности и в ряде случаев приводили к произвольным задержаниям.
УВКПЧ задокументировало 65 случаев, когда украинские силовики удерживали гражданских лиц в неофициальных местах содержания под стражей на срок от нескольких часов до 4,5 месяцев, в течение которых они часто содержались без связи с внешним миром. Сообщается, что эта практика использовалась для принуждения задержанных к даче признательных показаний или других компрометирующих заявлений».

Таким образом, в докладе говорится о нарушениях с обеих сторон, причем Украина допускала представителей ООН к задержанным, а Россия — нет, поэтому невозможно даже сравнивать количество нарушений прав человека с той и другой стороны. И даже при этом раздел доклада о российских нарушениях занимает 18 страниц, а об украинских — 11. Упоминается казнь 77 гражданских лиц российскими силовиками; в разделе же о нарушениях со стороны Украины пункта «Нарушение права на жизнь» вообще нет. И это кремлевские пропагандисты называют отчетом о нарушениях ВСУ.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari