Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 1029
Антифейк

РИА «Новости» сообщает о рекордных прибылях российских авиаперевозчиков под санкциями. Но все эти прибыли только за счет государства

РИА «Новости» опубликовало статью Кирилла Стрельникова «Россия организовала Западу „жесткое приземление”». Автор бодро рапортует об успехах российской гражданской авиации на фоне санкций:

«Спустя год после введения масштабных санкций против российской гражданской авиации западные аналитики приходят к выводу, что вместо воздушного блицкрига Запад в итоге сам получил колоссальные финансовые потери, снижение доли рынка и проигрыш в конкурентной борьбе, в то время как Россия стойко выдержала удар и сейчас демонстрирует высокую устойчивость системы авиаперевозок. <…>
Все расчеты западных „санкциологов” строились на том, что три четверти российского авиапарка на начало 2022 года составляли самолеты западного производства, многие из которых были в лизинге у западных компаний. После начала СВО Евросоюз запретил поставки в Россию любых гражданских самолетов и запчастей, а лизингодателей обязал разорвать контракты с российскими авиакомпаниями, при этом под запретом оказались также услуги техобслуживания и страхования самолетов. Одновременно с этим ЕС, США и ряд других стран закрыли для российских авиакомпаний свое воздушное пространство. <…>
Однако Запад недооценил нашу решительность и запас прочности, а заодно забыл про историю и географию.
Российские власти ответили мгновенно, жестко и асимметрично: в ответ на санкции российским авиакомпаниям было разрешено „перебить номера” на импортных самолетах, была инициирована масштабная программа по поддержке авиаотрасли и импортозамещению, а международные полеты переориентированы с запада на юг и восток. Несмотря на некоторое проседание объема авиаперевозок и потерю ряда маршрутов, по результатам 2022 года общая прибыль ведущих авиакомпаний России достигла рекордных 88 миллиардов рублей, что в 2,8 раза больше, чем в 2021-м».

Особенно примечателен заключительный абзац:

«Тем не менее невозможность „отменить” Россию как в воздухе, так в море и на земле постепенно доходит даже до самых упертых, и от стадий отрицания и гнева Запад постепенно переходит к стадии принятия и торга. По словам эксперта Фонда Карнеги, „Россию невозможно полностью исключить из мировой транспортной системы из-за ее размера и географического положения. На горизонте — переговоры о возобновлении сотрудничества”. Ну что же, господа хорошие — в очередь. А там посмотрим».

Стрельников даже снабдил свою статью ссылкой на статью Анастасии Дагаевой «Год военного положения. Как российская авиация пережила потерю неба, доходов и репутации» (точнее, на ее сокращенный англоязычный вариант) на сайте Фонда Карнеги. О возможности выхода российских авиаперевозчиков из-под санкций Дагаева в полном варианте своей статьи пишет вот что:

«Однако полностью вычеркнуть Россию из мировой транспортной системы в силу ее размера и географического положения едва ли получится. Когда и при каких обстоятельствах могут начаться переговоры о возобновлении сотрудничества, сегодня представить невозможно».

Что же касается рекордной прибыли российских авиаперевозчиков, то вполне прокремлевское издание РБК написало об этом несколько подробнее. В статье под не менее оптимистичным заголовком «Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций» говорится:

«Общая прибыль ведущих авиакомпаний в прошлом году достигла рекордных ₽88 млрд во многом благодаря субсидиям. Отрасль нуждается в аналогичной поддержке и в текущем году, но в Минфине не получали мотивированных обоснований для этого. <…>
В прошлом году пассажиропоток российских авиакомпаний сократился на 14,2%, до 95,2 млн человек. Перевозки внутри страны упали на 11,2% (основная причина — закрытие 11 южных аэропортов), до 77,7 млн человек, за ее пределы — на 25,6% (ключевой фактор — запрет на рейсы в Евросоюз). Международные санкции сильно ударили по российским авиакомпаниям. <…>
Для нивелирования действия санкций российским властям пришлось оказать дополнительную господдержку авиапредприятиям, говорил глава Росавиации Александр Нерадько в минувшем марте. Всего, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании), гражданская авиация в прошлом году получила рекордную господдержку — 172,3 млрд руб., в том числе 145 млрд руб. впервые (из них 100 млрд руб. — на поддержку внутренних перевозок). Кроме того, из-за прошлогоднего скачка цен на авиакеросин выплаты авиакомпаниям в рамках механизма демпфера составили 98,6 млрд руб., указывал президент АЭВТ Владимир Тасун 21 апреля на собрании ассоциации. По его мнению, в первую очередь благодаря этим факторам удалось обеспечить „относительную финансово-экономическую устойчивость большинства авиакомпаний”».

РБК особо отмечает, что в списке «крупнейших российских компаний» не оказалось «Аэрофлота»: по итогам 2021 года компания сообщила о ₽45,6 млрд чистого убытка и с тех пор не раскрывает свои финансовые показатели. Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский объяснил это так:

«Мы не хотим по понятным причинам вводить в стресс наших партнеров, акционеров, инвесторов в силу высокой волатильности».

Анастасия Дагаева в уже упоминавшейся статье на сайте Фонда Карнеги пишет о еще более масштабной поддержке авиаперевозчиков со стороны государства:

«Государство в 2022 году потратило на поддержание авиаперевозок порядка 300 млрд рублей (примерно $4,5 млрд). Крупнейшими статьями расходов стали: субсидирование внутренних перевозок (100 млрд рублей), частичная компенсация расходов на подорожавший керосин (тоже 100 млрд) и выкуп акций „Аэрофлота” (еще 53 млрд), после чего доля государства увеличилась до 74%.
Также бюджетные деньги пошли на компенсацию стоимости возвращенных пассажирами билетов из-за отмены международных рейсов (20 млрд); на поддержку Госкорпорации по организации воздушного движения — единственного поставщика услуг аэронавигационного обслуживания в России, доходы которого упали из-за прекращения полетов зарубежных авиакомпаний (15 млрд); и поддержку 11 закрытых аэропортов юга (7,5 млрд) и грузовых перевозчиков (2,9 млрд). <…>
Половину из выделенных на субсидирование перевозок денег получил „Аэрофлот” (49,9 млрд). Это вызвало недовольство других компаний и разговоры о том, что государство спасает только „Аэрофлот”, но глава Росавиации Александр Нерадько уверяет, что все было пропорционально пассажирообороту.
За 2022 год российские авиакомпании перевезли 95 млн пассажиров, что на 14% меньше, чем годом ранее, и на 5 млн ниже планки, заданной Путиным. Почти 90% пассажиропотока пришлось на внутренний рынок. Недобор в отрасли объясняют закрытыми аэропортами юга России.
По подсчетам Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, без бюджетных денег пассажиропоток в 2022 году упал бы до уровня десятилетней давности — 74 млн человек».

Таким образом, успехи российских авиаперевозчиков заключаются в основном в том, что государству пришлось потратить рекордные суммы на их спасение, а крупнейшая авиакомпания страны, несмотря на огромный объем субсидий, предпочла скрыть свои финансовые показатели, чтобы не вводить партнеров в стресс.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari