Постоянный представитель России в ООН Василий Небензя 28 сентября в ответ на претензии по поводу так называемых референдумов на территории Украины по вопросу о присоединении к РФ разыграл любимую карту Кремля. Он заявил, что эта ситуация ничем не отличается от выхода Косово из состава Сербии.
«Отказывая жителям Донбасса и освобожденных территорий Украины в праве на самоопределение, западные делегации демонстрируют вопиющие двойные стандарты. Самые громкие критики референдумов в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях в свое время были в первых рядах сторонников независимости Косово. И тогда они утверждали, что у этой территории есть право на выход из состава сербского государства в случае реальной угрозы того, что права косово-албанцев будут серьезным образом нарушены – так называемое отделение в целях защиты».
Он напомнил, что это признал Международный суд ООН в 2008 году.
При этом в тот момент косовским албанцам ничего уже давно не угрожало. Югославии уже не было на карте. А в разбомбленной НАТО Сербии в качестве миротворцев находился иностранный контингент.
По мнению Небензи, присоединение украинских территорий к России даже более законно, ведь там были проведены «референдумы»:
Хочу подчеркнуть: в отличие от Крыма, ЛНР, ДНР Херсонщины и Запорожья в Косово вообще не проводилось никаких референдумов. Не было никакого свободного волеизъявления населения.
Этим он повторил тезис Владимира Путина, прозвучавший 21 сентября на Восточном экономическом форуме.
Устав Организации Объединенных Наций говорит о праве наций на самоопределение. В ходе Косовского кризиса Международный суд ООН принял решение, согласно которому если какая-то часть территории, часть страны хочет объявить о своей независимости, эта часть не обязана спрашивать разрешение у центрального правительства своей страны. Это применительно к Косово.
Применительно к Донецкой Республике и к Луганской — почему не то же самое? Всё то же самое. Если они имеют на это право, — а они его имеют в соответствии с Уставом ООН и правом на самоопределение, — они, реализуя это право, объявили о своей независимости.
Легитимность отделения Косово, действительно, под большим вопросом. Даже некоторые европейские страны до сих пор не признали его независимость, в их числе, кстати, и Украина. Однако это был принципиально другой, межэтнический конфликт, зародившийся не в результате вторжения другого государства, а как следствие распада Югославии, прихода к власти в Сербии националиста Слободана Милошевича (впоследствии признанного виновным в геноциде) и последовавшего за этим урезания прав и свобод косовских албанцев (которые составляли абсолютное большинство в регионе). Бомбардировкам НАТО предшествовала многолетняя война между сербами и албанцами с большим количеством жертв среди мирного населения (вспомним, например, массовые убийства в деревне Рачак, в результате которых погибли 45 албанцев, включая 2 женщин и 1 ребенка).
Второе: референдум в Косово, вопреки заверениям Небензи, был проведен с 26 по 30 сентября 1991 года. Его бойкотировало сербское меньшинство, жившее в регионе, но при 87-процентной явке 99% албанцев проголосовали «за».
И, наконец, третье — Международный суд ООН так и не признал независимость Косово. В ответ на запрос Сербии, который звучал так: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово международному праву?» суд постановил, что декларация независимости, принятая Ассамблеей Косово, не нарушила международное право. Правомерность одностороннего отделения, как и вопрос независимости Косово, суд просто отказался рассматривать.