Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.95
  • EUR110.48
  • OIL73.37
Поддержите нас English
  • 3155
Антифейк

Фейк программы «Время»: Норвегия незаконно заблокировала Шпицберген

Программа «Время» рассказывает об очередном международном скандале с участием России. Сюжет озаглавлен «Шпицберген заблокирован: Норвегия прикрывается санкциями»:

«Норвегия, почти сто лет исправно следовавшая договору о российском присутствии на архипелаге Шпицберген, решила запретить России доставлять туда грузы. Логистика такова, что транспортировка может идти только через сухопутный пограничный переход. И там с 30 апреля застряли контейнеры с самым необходимым для 500 шахтеров и научных работников, которые трудятся в поселке Баренцбург. Норвегия ссылается на санкции, хотя ранее в Осло говорили, что для Шпицбергена сделано исключение.
В МИД РФ вызвана временная поверенная в делах Норвегии в России – ей объявили, что такие шаги неприемлемы. Москва требует от Осло скорейшего решения вопроса. В МИД РФ предупредили, что такие недружественные действия приведут к ответным мерам».

РИА «Новости» озаглавило свой материал «В МИД пригрозили дать адекватный ответ за нарушение договора о Шпицбергене»:

«Консультации с норвежской стороной по ситуации с провозом грузов в российские поселки на Шпицбергене в Норвегии ведутся, на нарушения соглашений об архипелаге будет дан адекватный ответ, заявил генеральный консул России на Шпицбергене Сергей Гущин.
Ранее стало известно, что Норвегия отклонила заявку РФ на пропуск грузов для поселков России на Шпицбергене через единственный пропускной пункт на российско-норвежской границе Стурскуг.
„Консультации сейчас ведутся между российской и норвежской стороной, как в Москве, так и в Осло по этому вопросу, по допуску грузов на Шпицберген. Я бы не стал, конечно, спекулировать насчет возможных ответных мер с нашей стороны, но хочу сказать, что любые нарушения буквы и духа договора о Шпицбергене 20-го года в Норвегии - нами на эти нарушения будет даваться адекватный ответ”, — сказал Гущин в эфире телеканала „Россия 24”, отвечая на вопрос о возможных ответных мерах».

«Интерфакс» сообщает о заявлении сенатора Андрея Клишаса:

«После действий Норвегии с данного момента суверенитет этой страны над Шпицбергеном под большим вопросом».

Суть проблемы вот в чем. На принадлежащем Норвегии заполярном архипелаге Шпицберген (норвежцы называют его Свальбард) российская компания «Арктикуголь» ведет добычу угля. Шахтеры живут в поселке Баренцбург, за снабжение которого отвечает «Акртикуголь».

До введения санкций продукты везли на грузовиках из Мурманска в норвежский порт Тромсё, откуда каждые десять дней на Шпицберген ходит норвежское грузовое судно Bring. Теперь, со вступлением в силу четвертого пакета санкций Евросоюза, Норвегия, которая не входит в ЕС, но присоединилась к санкциям, отказывается пропускать грузы по своей территории. Россия считает это нарушением международного договора о Шпицбергене и блокадой поселка, фактически управляемого российской администрацией.

В действительности все требования договора Норвегия соблюдает. В статье 3 договора сказано:

«Граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон будут иметь равную свободу доступа и въезда по любой причине и с любыми целями в воды, фьорды и порты территорий, указанных в статье 1; при условии соблюдения местных законов и правил, они могут беспрепятственно осуществлять там все морские, промышленные, горные и торговые операции на основе абсолютного равенства.
Они должны быть допущены на одинаковых равных условиях к осуществлению и практике всех морских, промышленных, горных и торговых предприятий как на суше, так и в территориальных водах, и никакая монополия не должна устанавливаться ни на каком основании или для какого бы то ни было предприятия.
Несмотря на любые правила, касающиеся каботажной торговли, которые могут действовать в Норвегии, суда Высоких Договаривающихся Сторон, следующие на территории, указанные в статье 1, или прибывающие с этих территорий, будут иметь право заходить в норвежские порты во время своего плавания в обратном направлении или в обратном направлении с целью принятия на борт или высадки пассажиров или грузов, следующих на указанные территории или прибывающих с этих территорий, или с любой другой целью.
Во всех отношениях, и особенно в отношении экспорта, импорта и транзитных перевозок, граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон, их суда и товары не будут подвергаться никаким сборам или ограничениям, которые не несут граждане, суда или товары, пользующиеся в Норвегии режимом наиболее благоприятствуемой нации; норвежские граждане, суда или товары приравниваются для этой цели к гражданам, судам и товарам других Высоких Договаривающихся Сторон, и ни в каком отношении не пользуются более благоприятным режимом.
При экспорте любых товаров на территорию любой из Договаривающихся Держав не должно взиматься никаких сборов или ограничений, иных или более обременительных, чем при экспорте аналогичных товаров на территорию любой другой Договаривающейся Державы (включая Норвегию) или в любой другой пункт назначения».

Все эти пункты относятся только к территории архипелага, но не материковой Норвегии. Свободному заходу судов под российским флагом в порты Шпицбергена Россия не препятствует. Даже генконсул России на Шпицбергене Сергей Гущин, критикуя решение норвежских властей, подтвердил, что у треста «Арктикуголь» есть и другие способы доставки товаров на Шпицберген, то есть никакой транспортной блокады нет.

Альтернативный путь доставки — морским транспортом непосредственно из Мурманска. Это логистически менее удобно и значительно дороже. Кроме того, ничто не мешает «Арктикуглю» закупать все необходимое в Норвегии или странах ЕС. Это тоже связано с дополнительными затратами, но смысл экономических санкций в том и состоит, чтобы создать государству, нарушающему международное право, определенные трудности.

Программа «Время» утверждает, что Норвегия сначала обещала сделать для Шпицбергена исключение из санкционного режима, но затем отказалась от этого намерения. Это тоже не так. В начале мая министр рыболовства и морской политики Бьёрнар Скьеран заявил:

«Мы делаем для Свальбарда исключение, так как у Свальбарда особое положение».

Это означает, что порты архипелага остаются открытыми для российских судов, которым больше нельзя заходить в другие порты Норвегии. От этой позиции никто в Норвегии не отказывается. Но исключение не относится к материковой территории, даже если грузы предназначены для Шпицбергена.

RT, рассказывая о ситуации вокруг Шпицбергена, пытается создать впечатление полной блокады:

«Горнорабочий Александр Яцуненко работает на угольной шахте „Баренцбург” с 2018 года. По его словам, на острове еще в мае все ждали прихода большого сухогруза из Мурманска. Однако судно не пришло.
„Там должны были быть не только продукты, но и бытовая химия, запчасти для снегоходов и тепловых станций. Климат у нас суровый, техника изнашивается, а теплостанция — это сердце и печка поселка. И если без снегоходов Баренцбург проживет, то без теплостанции — нет”, — рассказывает Александр RT».

Но почему российский сухогруз не пришел, никто и не пытается объяснить. Норвежский режим санкций этому точно не мешает.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari