16 июня состоялась встреча Владимира Путина с американским президентом Джо Байденом. По итогам этой встречи каждый из них отдельно выступил на пресс-конференции, ответив на вопросы журналистов. Правда, вместо того, чтобы комментировать результаты переговоров Путин зачем-то стал рассказывать небылицы о Навальном, иностранных агентах и других больных темах.
Содержание
1. О кибератаках
2. О Навальном
3. О ФБК
4. О штурме Конгресса США
5. Об иностранных агентах
6. О выходе США из договора по РСМД
1. О кибератаках
«Мы знаем о кибератаках на трубопроводную компанию в США. Знаем также, что компания вынуждена была заплатить пять миллионов шантажистам. Часть денег, по моей информации, уже вернули из электронных кошельков, а часть – нет. При чём здесь государственные органы России?
Мы сталкиваемся с такими же угрозами. В частности, например, [атака] на систему здравоохранения одного из крупных регионов Российской Федерации. Мы, конечно же, видим, откуда происходят атаки, видим, что эта работа координируется из киберпространства США. Я не думаю, что Соединённые Штаты, официальные власти заинтересованы в манипуляциях подобного рода. Нужно просто отбросить всякие инсинуации, на экспертном уровне сесть и начать работать в интересах Соединённых Штатов и Российской Федерации. Мы в принципе об этом договорились, и Россия к этому готова».
Не очень понятно, почему для Путина доказательством непричастности России к кибератакам является вымогательство. Ведь один из самых известных вирусов-вымогателей на сегодняшний день – NotPetya – как раз-таки связан с ГРУ.
В 2020 году Минюст США предъявил обвинение шести сотрудникам ГРУ из войсковой части 74455. Эту группировку, также известную как Sandworm, обвиняют в самых серьезных известных кибератаках: создании наиболее разрушительного на сегодняшний день вируса NotPetya, отключении электростанций в Украине, атаках на военные объекты НАТО, взломе избиркомов в США, попытке срыва Олимпийских Игр в Южной Корее и других преступлениях. The Insider удалось убедиться в том, что как минимум трое из них — Ковалев, Плискин, Фролов — действительно служат в ойсковой части 74455. Их автомобили зарегистрированы по адресу данной части: улица Свободы 21. Причем, как удалось выяснить The Insider, двое из трех — Плискин и Фролов — также регулярно паркуют свои машины неподалеку от улицы Свободы. У Андриенко автомобиль зарегистрирован по адресу Хорошевское шоссе 76б (штаб-квартира ГРУ).
Что касается атаки «на систему здравоохранения одного из крупных регионов Российской Федерации», можно предположить, что речь идет о кибератаке на Свердловский областной онкологический диспансер. Как и в случае с NotPetya, вирус зашифровывал документы и требовал перевода денег в обмен на восстановление файлов. Однако вирус, видимо, оказался слабоват, и документы удалось восстановить усилиями работников диспансера. Никакой информации о том, что в этом нападении замешаны США, прежде не звучало.
2. О Навальном
«По поводу нашей несистемной оппозиции и гражданина, о котором Вы упомянули. Первое: этот человек знал, что нарушает действующий в России закон. Он обязан был отмечаться как лицо, дважды осуждённое к условной мере наказания. Сознательно, хочу это подчеркнуть, игнорируя это требование закона, этот господин выехал за границу на лечение, его не требовали органы власти на регистрацию. Как только он вышел из больницы и разместил свои видеосюжеты в интернете, такое требование возникло. Он не явился, проигнорировал требование закона – его объявили в розыск. Зная об этом, он приехал. Я исхожу из того, что он сознательно шёл на то, чтобы быть задержанным. Он сделал то, чего он хотел. Поэтому о чём здесь можно говорить?»
Навальный действительно «выехал за границу на лечение», вот только сделал это он не «сознательно», а в состоянии комы, в котором оказался из-за отравления сотрудниками ФСБ нервно-паралитическим агентом «Новичок», о чем Путин не может не знать, так, скорее всего, был в курсе отравления еще до того как оно состоялось.
После того, как политик покинул берлинскую клинику, он проходил амбулаторное лечение и по этой причине не мог вернуться в Россию. На заседании по изменению ему мере пресечения суду были представлены доказательства, что он направлял уведомления в уголовно-исполнительную систему дважды – 7 декабря и 9 января. В них было сказано, что Навальный находился на лечении в отделении интенсивной терапии с 22 августа до 23 сентября, после чего его выписали, он переехал в отель и продолжал лечиться амбулаторно — проходил реабилитацию. Согласно справке из клиники «Шарите», лечение закончилось только 15 января, а уже 17 политик вернулся в Россию.
3. О ФБК
«Объявление иностранным агентом не прекращает деятельность той или иной организации. Если организация имеет экстремистский характер, это другая история. Вот та организация, о которой Вы сказали, публично призывала к массовым беспорядкам, публично вовлекала, что противозаконно, в уличные мероприятия несовершеннолетних ‒ это запрещено российским законом ‒ и публично давала инструкции о том, как готовить, например, «коктейли Молотова», для того чтобы использовать их против правоохранительных органов, выставляя при этом напоказ установочные данные полицейских».
Ничего из того, в чем Путин обвиняет Фонд борьбы с коррупцией, организация не делала - сотрудники фонда не призывали к массовым беспорядкам, не давали публичных инструкций по производству коктейлей Молотова (тем более, что описание разных возможных составов этой зажигательной смеси есть даже в Википедии и никого секрета не представляет) и не публиковали «установочные данные полицейских» (зато было обратное, кремлевские хакеры публиковали персональные данные сторонников Навального).
4. О штурме Конгресса США
«По поводу того, кого убьют или в тюрьму бросят. С политическими требованиями люди вошли в Конгресс США после выборов. Против 400 человек возбуждены уголовные дела, им грозит тюремное заключение до 20, а может быть, до 25 лет. Их объявляют внутренними террористами, обвиняют в ряде других преступлений. 70 было арестовано сразу после этих событий, и 30 из них до сих пор находятся под арестом. На каком основании ‒ тоже непонятно, ведь никто из официальных властей Штатов нас об этом не информирует. Там погибло несколько человек, одну из участниц полицейский просто застрелил на месте, при этом она не угрожала полицейскому оружием. Во многих странах происходит всё то же самое, что у нас. Хочу ещё раз подчеркнуть: мы сочувствуем тому, что произошло в США, но мы не хотим допустить, чтобы то же самое происходило у нас».
Путин уже отвечал на вопрос о репрессиях в России историей о штурме американского Конгресса в интервью журналисту NBC, и тогда он тоже «забыл» сказать о том, что нападавшие были вооружены и ранили около 50 полицейских, из которых 15 было госпитализировано и один погиб. Теперь Путин утверждает, что якобы «непонятно», на каком основании были арестованы участники нападения.
Десятки людей, присутствовавших в тот день в Вашингтоне, округ Колумбия, в том числе те, кто принимал участие в беспорядках, были позже обнаружены в базе данных ФБР по выявлению террористов, большинство из которых были сторонниками концепции превосходства белой расы. Многим предъявлено обвинение в нападении на сотрудников правоохранительных органов; насильственное проникновение и хулиганство на территории Капитолия; вторжении; срыве заседания Конгресса; краже или других имущественных преступлениях; преступлениях с оружием; угрозах и заговоре. Среди арестованных - Ричард Барнетт, лидер арканзасской организации по защите прав на оружие, который украл письмо со стола Пелоси; Лонни Коффман, чей грузовик был найден в двух кварталах от Капитолия с одиннадцатью самодельными бомбами, штурмовой винтовкой и пистолетом; Дуглас Дженсон, возглавлявший бунтовщиков, преследующих офицера полиции Капитолия; Роберт Кейт Пакер, который носил футболку с надписью «Camp Auschwitz»; Уильям Мерри-младший, который сорвал кусок таблички с фамилией Пелоси над ее кабинетом; и Адам Джонсон, который украл трибуну Пелоси.
5. Об иностранных агентах
«Что касается деятельности наших средств массовой информации вообще: например, Президент Байден поставил вопрос о работе «Свободы» и «Свободной Европы» в России, которых мы объявили иноагентами. У меня создалось впечатление, что члены американской делегации не знали, что до этого – у нас всего-то два таких средства массовой информации, которые работают на зарубежную аудиторию, Russia Today и Sputnik – до этого американская сторона объявила их иноагентами у себя, лишила аккредитации, и то, что мы сделали, сделали в ответ. При этом Russia Today выполняет все требования американского регулятора и закона, соответствующим образом там регистрируется и так далее, хотя им создают достаточно много проблем с наймом персонала, с финансовыми проводками и так далее.
У нас таких проблем нет, и, к сожалению, американские средства массовой информации не выполняют до конца требования российского закона».
Согласно американскому закону FARA, от иностранных агентов в Штатах требуют, чтобы они раскрывали свои источники финансирования, а на своих информационных материалах указывали, в чьих интересах это распространяется. Однако телекомпания RT, признанная в США иноагентом, ни на своем сайте, ни в соцсетях не делает пометку о том, что работает в интересах российских властей (впрочем, Facebook и Twitter делают такие пометки самостоятельно, но отношения к закону FARA это не имеет).
6. О выходе США из договора по РСМД
«Вы сказали, на Западе считают, что российская внешняя политика является непредсказуемой. Позвольте послать Вам «ответную шайбу». Выход Соединённых Штатов в 2002 году из Договора по ПРО – абсолютно непредсказуемая вещь. Зачем надо было это делать, разрушая основу международной стабильности в сфере стратегической безопасности? Потом выход из Договора по ракетам средней и меньшей дальности в 2019 году. Чего же здесь стабильного? Ничего стабильного нет. Выход из Договора по открытому небу – чего стабильного-то? Почти ничего не осталось в сфере стратегической стабильности. Слава богу, Президент Байден принял абсолютно адекватное решение о продлении СНВ на пять лет».
The Insider уже писал о причинах выхода США из договора о РСМД. Еще в 2014 году США заявили, что Россия провела запрещенные договором испытания крылатой ракеты 9М729 (по кодификации НАТО — SSC-X-8) — сухопутного варианта ракеты корабельного базирования 3М14 комплекса «Калибр» дальностью 2000–2500 км. По утверждениям российских военных, испытания не нарушали договор, так как ракета на них пролетела меньше 500 км. Но в договоре ограничивается не расстояние, пройденное во время испытаний, а максимальная дальность ракеты в нормальном проектном режиме. А по информации The New York Times, у США есть данные о том, что в 2017 году Россия тайно развернула два батальона, оснащенных новыми крылатыми ракетами; мобильные пусковые установки «Искандер», изначально рассчитанные на не запрещенные договором ракеты дальностью меньше 500 км, модифицировали под более длинные крылатые ракеты системы «Калибр».