Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Политическая Кущевка. Краткий курс черной политтехнологии на Кубани

После того как печально знаменитый в Краснодарском крае провокатор-политтехнолог Михаил Абрамян внезапно выступил на стороне активистов-экологов и публично рассказал о том, как администрация по указанию из Москвы манипулирует выборами, в регионе ожесточились споры о судьбах и моральном выборе оппозиции. Остаются открытыми вопросы, почему Абрамян умалчивает об «отрядах Путина», погромах штабов Навального, конфликте властей с волонтерами во время трагедии Крымска, и многое другое.

"Достали разговоры про Кущевку. Так раздуть обычную историю, которых в крае десятки!», – сказал мне однажды полицейский чин из Краснодарского края. И он прав. Страсти здесь просто кипят. Земля ценится на вес золота, а по населению это третий регион после Москвы и Московской области. Происходящее здесь лучше, чем где бы то ни было, отражает всю Россию.

Конечно, это касается и политики. Методы борьбы краевой администрации с политическими противниками стали притчей во языцех: запугивание, физическое насилие, фабрикация уголовных дел, моральное давление и черные пиар-кампании против целых организаций и отдельных людей. Теперь это все получило публичное подтверждение с именами, фамилиями и цифрами.

Некто Михаил Абрамян, печально известный активным участием в политических провокациях (свидетелем которых была и я), неожиданно провел пресс-конференцию, рассказав о выполнявшихся им заказах департамента внутренней политике края (ДВП). О мотивах самого Абрамяна - позже, гораздо важнее зафиксированные им факты того, что не чем иным, как государственным политическим террором, назвать невозможно.

Провокатор Михаил Абрамян на работе

Абрамян подробно говорил о периоде, когда главными целями ДВП были «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» и региональное отделение «Яблока» (но ни слова не сказал, к примеру, о провокациях против штаба Алексея Навального, в которых просматривается тот же почерк).

Почему «Яблоко»?

«Эковахта» и «Яблоко» с 2010 по 2014 набрали в регионе заметный политический вес. В партию вступил руководитель «Эковахты» Андрей Рудомаха, а в 2011 году на протестной волне – десятки активных оппозиционеров по всему краю. Как рассказывает сам Рудомаха, он пытался собрать все гражданские силы, осознавшие тупиковость политики Владимира Путина и тогдашнего губернатора Александра Ткачева. Вопреки давлению администрации, ему это удалось. Проходили многотысячные митинги против строительства перевалочного терминала «Еврохима» в центре города, шла борьба против незаконного захвата земель, лесов и водных ресурсов. «Эковахта» и «Яблоко» резко выступали против варварской подготовки к Олимпиаде, в то время как из Москвы приказали душить на корню любые протесты.

Это резко отличалось от времен, когда «Яблоко» не доставляло особых хлопот администрации. Как рассказал экс-председатель партии Сергей Митрохин, еще в 2010 году ему звонил кубанский вице-губернатор Мурат Ахеджак с просьбой утихомирить протестную активность Рудомахи в «Яблоке». Митрохин просьбу проигнорировал.

Личность Ахеджака примечательна и типична для местных чиновников. Когда-то он был демократом, а в 2001 году даже председателем краснодарского «Яблока». А затем Ахеджак стал представителем краевой администрации в законодательном собрании и гендиректором департамента по делам СМИ. Из партии он, конечно, вышел, активно поддержал Путина и наладил хорошие отношения с Александром Ткачевым (при этом продолжая негласно влиять на местное «Яблоко»).

Будучи восемь лет заместителем главы администрации края, Ахеджак как типичный российский чиновник успешно совмещал госслужбу с бизнесом. В 2007 году через фирму ООО «Инвест-Юг», оформленную на своего отца и на дочь замглавы Краснодара Александра Колонтаевского, он перевел в частную собственность большой земельный участок в парке 30-летия Победы. Впоследствии участок был выставлен на продажу за 450 млн рублей. Отец Ахеджака, Казбек Ахеджак, к 2011 году был соучредителем нескольких фирм и владельцем 75 квартир в краснодарском ЖК "Чистые пруды" общей площадью 5199 кв. м. и рыночной стоимостью 230 млн руб.

При этом ренимировавшееся «Яблоко» во главе с Евгением Витишко очень беспокоит местную администрацию. Причина – узнаваемость нынешнего председателя краснодарского «Яблока» Витишко как политического заключенного не только в России, но и за рубежом, поддержка среди населения, а в итоге растущие шансы на то, чтобы занять выборную должность. Все это департамент по внутренней политике воспринимает как угрозу, с которой нужно бороться.

«Премьера зеленки» и моральная дилемма кубанской оппозиции

Витишко и Рудомахе было непросто сесть за один стол с человеком, несколько лет занимавшимся провокациями против них и их товарищей. Андрей Рудомаха говорит, что на пресс-конференции старался Абрамяну не мешать: «Это был его выход. Без нашего присутствия его рассказам о криминальных методах администрации просто не поверили бы». Витишко же заявил, что после пресс-конференции больше не собирается встречаться с Абрамяном. Участие оппозиционеров в пресс-конференции сейчас многие критикуют, но что сделано - то сделано.

По словам Абрамяна, его сотрудничество с ДВП началось с дискредитации депутата Госдумы Сергея Обухова. «Эти материалы успешно оплачивались. В кабинете Сергея Васина (первый замглавы Краснодара) секретарь неоднократно передавала мне денежные средства за эти дела», – рассказал Абрамян, даже назвав общую сумму - 27 тысяч долларов.

На выборах в Госдуму в 2011-м он получил заказ на борьбу с лидерами оппозиции Андреем Рудомахой и Евгением Витишко и создал дискредитирующую “Яблоко” поддельную газету «Червяки», для его уровня сознания подозрительно профессиональную.

Подтвердил Абрамян и участие в провокациях на выборах мэра Анапы в 2013 году, на которых кандидат от «Яблока» Алексей Егоров имел неплохие шансы. Тогда произошла «премьера жанра»: впервые политика федерального масштаба – Сергея Митрохина – облили зеленкой. Хотя зеленкой брызнули в лицо, неприятностей со зрением, как у Алексея Навального не было, хотя скорую все же вызвали.

Глава московского отделения «Яблока» Сергей Митрохин: премьера зеленки

В тот же день рано утром, еще до открытия избирательных участков, было организовано псевдо-ДТП: по дороге были рассыпаны металлические трубы, перекрывшие дорогу автомобилям. В холод и гололед наблюдатели несколько километров шли пешком до своих участков, а пока дошли, нужные бюллетени уже были вброшены. На этих же выборах наблюдателям ломали пальцы, разбивали технику и выволакивали с избирательных участков за ноги, а выбросами занимались даже полицейские. А уже после выборов Егоров получал угрозы на случай оспаривания результатов.

Имитация ДТП как метод политтехнологии

По мнению политологов, анапские выборы 2013 года были самыми грязными за всю историю современной России.

Надо заметить, слежкой за Митрохиным не брезговали и сами чиновники-единороссы: в 2014 году во время поездки в Ейск за всеми встречами из своего служебного автомобиля следили заместитель главы Ейского района единоросс Виталий Зива и главный консультант отдела по взаимодействию с политическими партиями краевой администрации Василий Симанович.

Рассказать много, но не про Навального и «Отряды Путина»

В пресс-конференции Михаила Абрамяна обращает на себя внимание то, что он рассказывал только о сравнительно давних фактах. Юристы считают, что срок давности по тем уголовным преступлениям, которые здесь просматриваются, скорее всего истек (хотя это и не снимает с прокуратуры обязанность провести проверку).

При этом провокации, в которых просматривается стиль департамента внутренней политики, продолжаются и сейчас. В конце сентября сайт «Голос Кубани» опубликовал аудиозапись с угрозами в адрес молодого политика, преподавателя истории Александра Коровайного. Несмотря на огромное давление, он выиграл выборы и стал депутатом местного совета. Коровайного уволили с работы и посадили на 10 суток за «организацию пикета», которого на самом деле он не проводил.

Ничего не сказал Абрамян о нападениях как на штаб Навального, так и на самого политика в аэропорту Анапы. Впрочем, не исключено, что это связано с разделением обязанностей среди наемников администрации. Пока Абрамян был занят борьбой с «Эковахтой» и « Яблоком», нишу борьбы с Навальным заняли другие люди, например, созданные в Краснодаре так называемые "Отряды Путина". Сначала они также отметились нападениями на офис «Яблока» и «Эковахты», но со временем полностью переключились на борьбу с активистами Навального.

Выглядит все это как самые настоящие погромы, в ходе которых пенсионеры избивают ребят из штаба Навального, крушат мебель, уничтожают агитационные материалы, при демонстративном бездействии полиции. Известно, что за «Отрядами Путина» стоит некто Марат Динаев, руководитель «Благотворительного фонда «Социальная справедливость", которому город бесплатно предоставляет офис. Благотворительная деятельность фонда сводится к раздаче продуктовых наборов пенсионерам, участвующим в набегах на офисы кубанской оппозиции.

В выступлении Абрамяна ни слова не прозвучало ни про трагедию в Крымске, где сотрудники краевой администрации края противостояли волонтерскому штабу, ни про подавление силовиками любой активности во время подготовки и проведения Олимпиады в Сочи, ни про спецоперацию по посадке в тюрьму Евгения Витишко и множество других сфальсифицированных уголовных дел в отношении невиновных людей. Не приходится сомневаться, что о многом из перечисленного у Михаила Абрамяна есть информация, которой он не захотел делиться. О чем, впрочем, он сказал и сам, заявив, что открыл далеко не все подробности исполнения политических заказов.

Зачем тогда это было нужно?

За конференцией и реакцией активистов внимательно следили в администрации и делали скриншоты комментариев, которые потом могли быть удалены. По итогам подконтрольные СМИ выпустили несколько статей, в которых  акцент был смещен с работы департамента внутренней политики края на межличностные отношения. Но скорее всего попытка внести раздор в ряды оппозиции - вовсе не основная цель «раскаяния Абрамяна».

Хотя на первый взгляд оно не похоже на скандал с судьей Еленой Хахалевой, который так ничем и не закончился, но если присмотреться внимательней, становится понятно, что выступление Абрамяна – явление того же порядка. Это похоже на попытку наглядно продемонстрировать Кремлю, что если возможен такой скандал, то региональная власть плохо контролирует ситуацию. Если в случае с Хахалевой для «раскрутки» был задействован известный адвокат Сергей Жорин, то теперь для этого использовали авторитет Андрея Рудомахи и Евгения Витишко.

Доктор политических наук Михаил Савва, вынужденный уехать из Краснодарского края и покинуть Россию из-за преследований со стороны ФСБ, уверен, что Михаил Абрамян и сейчас отрабатывает чей-то заказ. «Я не могу представить, что господин Абрамян при его уровне зависимости от самых разных должностных лиц делает что-то искренне, даже из мести. Предполагаю, что эта пресс-конференция – не что иное, как информационный вброс в борьбе кубанских группировок и их союзников из Москвы. Удар наносится по администрации края. Следовательно, возможный заказчик – спецслужбы, которые активно делят экономику края и его коррупционный рынок с «гражданскими«. Это просто очередная стычка большой общероссийской войны с целью вытеснения «мундирами» «пиджаков» в бизнесе и управлении. Давление власти на политические партии, общественные организации, гражданских активистов на Кубани усиливается так же, как по всей стране. Конечно, в разных регионах этот процесс идет по-разному. Где-то дышать еще легче, где-то уже запретили. Приход Кондратьева на смену Ткачеву не мог означать никакой либерализации. Ткачев был более сильной и самостоятельной фигурой в качестве губернатора. Кондратьев – исполнитель команд и стратегических установок Москвы. Какие оттуда сейчас поступают команды, такие и выполняются. Причины многих резонансных преступлений и войн группировок на Кубани находятся далеко за пределами края. Здесь сталкиваются интересы, связанные с самыми лакомыми частями кубанской экономики: портами, коммуникациями, землей. Так что наводить порядок на Кубани для них – значит, бороться с собственными интересами. Как, впрочем, и везде в России. Просто на Кубани все это более наглядно и выпукло», – говорит Михаил Савва.