На этой неделе армянское руководство впервые прямо заявило о возможном выходе страны из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Кризис в отношениях с Москвой заставляет Ереван искать других гарантов безопасности на случай новой агрессии Баку. Укрепление сотрудничества с западными партнерами, в том числе военного, дает наблюдателям повод говорить о внешнеполитическом развороте страны. Однако вероятность того, что ЕС или США в критической ситуации заступятся за Армению, крайне мала.
Причины недовольства
12 марта премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ, если организация не выполнит своих обязательств, и тем самым поднял конфликт с Москвой на новый уровень. Ни разу до этого Ереван не говорил прямо о возможности выхода из военного блока, речь шла лишь о заморозке членства в нем. И сам Пашинян, и другие члены армянского правительства еще в конце прошлого года отвечали на вопросы о возможном выходе из ОДКБ неоднозначно, оставляя себе пространство для маневра. Теперь же Армения выдвинула ультиматум.
Угроза покинуть возглавляемый Россией альянс — не единственное резонансное заявление армянского премьера. Он поставил под сомнение и участие страны в ЕАЭС. Вопрос, оставаться ли Армении в Евразийском союзе или стремиться в Европейский, должен решаться на референдуме, сказал Пашинян. «В данной ситуации мы рассматриваем различные сценарии. И когда у нас будет готовое предложение для общества, мы его представим», — добавил он.
Больше всего Ереван недоволен тем, как Москва в последние четыре года выполняет свои союзнические обязательства. Причем дело не в Нагорном Карабахе и провале миротворческой миссии. Главный раздражитель — бездействие России и ОДКБ в ответ на азербайджанскую агрессию на общепризнанной территории Армении.
В 2021 и 2022 годах на армяно-азербайджанской границе несколько раз вспыхивали бои. Ереван утверждает, что Азербайджан зашел на территорию страны и оккупировал около 140 квадратных километров приграничных районов. Армения неоднократно обращалась к ОДКБ с требованием принять меры: согласно 4-й статье устава организации, нападение на кого-либо из ее членов приравнивается к нападению на всех. Однако ни блок, ни Москва не согласились признать агрессию Азербайджана. «Вопрос остается — где, по мнению наших коллег из ОДКБ, находится суверенная территория Армении и где ее зона ответственности в Армении», — сформулировал главную претензию Никол Пашинян.
Союзники на Западе — разговоры без гарантий
Нежелание России поддержать союзника заставляет Армению искать других гарантов безопасности. Так, в последние несколько месяцев Ереван ведет переговоры о военном сотрудничестве с Грецией, Францией и Индией. На прошлой неделе с визитом в армянской столице побывал министр обороны Греции Никос Дендиас, который также упомянул возможность создания альянса:
«Мы создали успешное трехстороннее оборонное сотрудничество между Арменией, Грецией и Кипром. Но могут быть и другие трехсторонние или четырехсторонние отношения — с Францией и Индией».
То, что стороны обсуждали «возможность сотрудничества в многостороннем формате с другими дружественными странами», подтвердил и глава минобороны Армении Сурен Папикян.
Характер этих заявлений показывает, насколько стороны пока далеки от создания полноценного альянса. И уж точно он не сможет заменить те гарантии, которые Москва предоставляет Еревану, — даже при всех накопившихся проблемах.
Более ощутим прогресс на переговорах о поставках вооружений. В последние три года Франция и Индия стали играть большую роль с точки зрения военного импорта в Армении. Осенью прошлого года Париж согласился поставить Еревану 50 бронемашин «Бастион», а также средства ПВО. Из Индии страна уже получила десятки РСЗО Рinaka и гаубиц и ожидает самоходные артиллерийские установки. Однако объемы этих поставок по-прежнему слишком малы, чтобы помочь армянской армии в отражении возможной азербайджанской агрессии.
Бронемашина «Бастион»
Сложно представить, что Ереван может получить какие-либо гарантии от западных стран, отметила в разговоре с The Insider директор программы Международной кризисной группы по Европе и Центральной Азии Алисса де Карбонелл:
«Существует большой разрыв между риторикой Еревана и его способностью ограничить связи с Россией, которые, по крайней мере в сфере торговли, только укрепились после полномасштабного вторжения России в Украину».
Расширение гарантий безопасности на Армению сейчас не входит в планы Евросоюза, говорит эксперт: достаточно взглянуть на нынешний кризис с европейской помощью Украине, чтобы понять лимиты ЕС. Укрепление оборонных связей между Арменией и Францией важно и «раздражает Баку, у которого непростая история отношений с Парижем», но его никак нельзя назвать заменой российских гарантий.
В этом году Азербайджан готовится принять Конференцию ООН по изменению климата (COP29), и это может стать стабилизирующим фактором, добавляет Алисса де Карбонелл. Но при этом, полагает она, шансы военной эскалации всё равно сохраняются. Баку продолжает выдвигать территориальные претензии к Еревану и требует передачи четырех сел в приграничных районах. Ранее разведывательные службы США в ежегодном отчете с оценкой угроз на 2024 год предупредили, что Азербайджан может напасть на Армению, но «конфронтация, вероятно, будет ограниченной по продолжительности и интенсивности».
Заброшенное село Ашагы Аскипара (армянское название — Воскепар), передачи которого в числе трех других добивается Азербайджан
Разочарование в России понятно, резюмирует де Карбонелл, оно сочетается с чувством, что довериться Москве было ошибкой, однако многие как в Ереване, так и в западных столицах обеспокоены тем, что армянское правительство «заходит слишком далеко», отворачиваясь от России.
Игра с нулевой суммой
Сложность ситуации, в которой оказалась Армения, заключается и в том, что при смене политического вектора она рискует только ухудшить свое положение. Сейчас российское военное присутствие в стране не удерживает Баку от «малой и средней эскалации», отмечает научный сотрудник Института прикладных политических исследований (APRI) Сергей Мелконян. Но оно по-прежнему не дает Азербайджану начать полномасштабное вторжение. «Если будет наступление, кто готов в течение двух суток остановить Баку? Ведь у нас нет той стратегической глубины, какая была у Украины, — говорит эксперт, имея в виду, что Армения маленькая страна, которая при неудачной обороне может быть быстро захвачена. — Вероятность “марша на Ереван” меньше, пока есть российские гарантии и пока Россия не враждебна Армении».
До сих пор реакция Москвы на заявления Еревана была довольно сдержанной. «Нам нужны контакты и в рамках ОДКБ, и на двустороннем уровне с нашими армянскими партнерами. Будем прояснять и разговаривать в русле тех заявлений, которые сделал премьер-министр [Армении]», — так прокомментировал выступление Пашиняна пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Тем не менее на прошлой неделе в армянских СМИ появились неподтвержденные сообщения о возможных проблемах с экспортом армянской сельхозпродукции в Россию.
Российская военная база в Гюмри
Сергей Мелконян убежден, что в случае нападения Азербайджана Ереван не может рассчитывать на западную военную помощь. Всё потому, что ни Брюссель, ни Вашингтон не рассматривают Азербайджан как своего противника. И в ЕС это всячески подчеркивают:
«Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен называет Азербайджан “надежным энергетическим партнером”. Президент Совета ЕС Шарль Мишель после совершенно фиктивных президентских выборов в 2024 году поздравляет Ильхама Алиева с победой, несмотря на то, что в стране сажают журналистов и общественных деятелей».
И ЕС, и США сейчас больше сосредоточены на том, чтобы конфликт между Арменией и Азербайджаном решался за столом переговоров, считает Алисса де Карбонелл. «Теперь, когда переговоры ведутся напрямую, без посредничества ЕС или США, стратегия Запада состоит в том, чтобы угрожать ограничить отношения с Азербайджаном и расширить их с Арменией в случае новой эскалации», — объясняет она политику западных стран в отношении региона. Пока переговоры двигаются в сторону мирного соглашения, ни Брюссель, ни Вашингтон не станут занимать чью-либо сторону.
Есть у Армении и третий путь — Иран, который подчеркивает, что не потерпит геополитических изменений в регионе и нарушения границ Армении. Сближению стран способствовало изменение баланса сил после поражения Армении во второй Карабахской войне.
Особую тревогу у Тегерана вызывают угрозы Баку силой прорубить через южные районы Армении Зангезурский коридор, который по задумке должен соединить основную часть Азербайджана с его эксклавом Нахичеванью. При таком сценарии Иран оказался бы отрезан от Армении, потеряв доступ к черноморскому транзиту через армянскую территорию.
Однако пока Ереван избегает обсуждения с Тегераном вопросов безопасности, сосредотачиваясь прежде всего на экономическом взаимодействии, отмечает Сергей Мелконян. И в этом смысле углубление сотрудничества с ЕС и НАТО несет дополнительные риски. Такой же красной линией, как нарушение границ Армении, Иран считает размещение у его границ внерегиональных сил, тем более западных.