Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Переводы

Bloomberg: Война между США и Северной Кореей? Вопросы и ответы

Обозреватели Bloomberg Изабель Рейнолдс и Энда Каррен объясняют, что произойдет, если рост напряженности между США и Северной Кореей приведет к военному конфликту. The Insider предлагает полный перевод статьи.

Сейчас, когда для США, все еще надеющихся помешать Ким Чен Ыну обзавестись межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, стремительно закрывается окно возможностей, наблюдатели начинают анализировать варианты военного ответа, остающиеся у президента Дональда Трампа. Во вторник он предупредил Северную Корею, что она столкнется с «огнем и яростью», если продолжит угрожать. После того как ООН согласилась ввести самые строгие за всю ее историю санкции против режима Кима, Северная Корея подтвердила свою позицию: ядерная программа необходима ей, чтобы обезопаситься от американского вторжения. Теперь перед Трампом и США нелегкий выбор.

1. Могут ли США попытаться нанести точечный удар?

Скорее всего, это не даст желаемого эффекта. Северокорейские ракетные и ядерные объекты рассредоточены и скрыты в горах по всей территории страны. Если не удастся поразить все, то около 10 млн человек в Сеуле, 38 млн в Токио и окрестностях и десятки тысяч американских военных на северо-востоке Азии окажутся под угрозой ракетной атаки — с обычными или ядерными боеголовками. И даже если США смогут полностью уничтожить все ракетно-ядерные объекты, Сеул будет оставаться под угрозой удара северокорейской артиллерии.

2. Почему Ким может пойти на ядерный конфликт?

«Есть риск, что даже ограниченный (американский) удар Северная Корея воспримет как начало куда более крупных военных действий, и она может решиться на применение своего ядерного оружия», — сказал Джеффри Льюис, директор программы ядерного нераспространения в Восточной Азии при Институте международных исследований Мидлбери. США должны будут каким-то образом дать понять Северной Корее и Китаю — главному союзнику и торговому партнеру Пхеньяна, что ограничатся лишь точечным «хирургическим» ударом и что Северной Корее не стоит прибегать к ядерному возмездию.

3. Существует ли возможность смены режима?

Новый лидер — еще не гарантия нового мышления в руководстве Северной Кореи. Ким долго учился в Швейцарии, и кое-кто предполагал, что он мог воспринять западные ценности и открыть свою страну миру, но когда он пришел к власти, оказалось, что они заблуждались. Кроме того, если каким-то образом попытаться убрать Кима, то надо будет избавиться и от окружающей его правящей клики — список намеченных жертв будет длинным. Китай, опасаясь нашествия беженцев и появления американских войск у своих границ, скорее всего, будет стремиться поддержать существующий режим.

4. Значит ли это, что полномасштабная война — лучший вариант для США?

Полномасштабное вторжение необходимо, чтобы быстро вывести из строя северокорейскую артиллерию, а также остановить ее ракетную и ядерную программы. Но любой признак приближающегося удара — наращивание американской огневой мощи, мобилизация в Южной Корее и Японии, эвакуация американских граждан из региона — спровоцирует Северную Корею на превентивный удар. Китай и Россия тоже могут быть втянуты в войну. «Рассуждая трезво, надо избежать войны, — сказал доцент южнокорейского университета Йонсей Джон Делури. — Если анализировать соотношение затрат и приобретений, это безумие».

5. Как Северная Корея может отомстить?

Первой реакцией, скорее всего, будет массированный артобстрел Сеула и окрестностей. Северокорейскую артиллерию, расположенную вдоль границы, можно привести в действие быстрее, чем авиацию, флот и более крупные баллистические ракеты, которые могут поражать южнокорейские, японские и американские базы в регионе с применением ядерного, химического и биологического оружия. У этих стран есть системы противоракетной обороны, но нет гарантии, что удастся сбить все ракеты. В Японии уже начали объяснять гражданам, что делать в случае ракетной атаки (прежде всего, попытаться спрятаться под землей), а американские компании предлагают на рынке противоракетные убежища. И неясно, сможет ли американская ПРО сбить все северокорейские ракеты в случае ядерного удара по таким городам, как Денвер и Чикаго, что усиливает тревогу в США.

6. Если разразится война, как это скажется на экономике?

Объем южнокорейской экономики — около 1,9% мировой; в стране базируются такие компании, как Samsung Electronics и Hyndai Motor. Резкое падение деловой активности из-за войны на полуострове причинит немалый ущерб экономике региона и всего мира — и это даже без учета применения Северной Кореей ядерного оружия против своего соседа. Мировые финансовые рынки в короткий срок переживут гигантский шок, начнется бегство активов в «тихие гавани», такие, как золото, доллар США и швейцарский франк. «Гуманитарный кризис и экономическое восстановление Корейского полуострова после такого ядерного конфликта потребует крупномасштабного международного сотрудничества, во главе которого будут Китай, США и Евросоюз; восстановление экономики, скорее всего, займет больше десятилетия", — считает главный экономист по азиатско-тихоокеанскому региону лондонской экспертно-аналитической компании IHS Markit Раджив Бисвас.

7. Какие остаются возможности?

Многие аналитики считают, что пора начинать переговоры, чтобы не допустить ухудшения ситуации. Как говорит Льюис, не допустить появления у Северной Кореи термоядерного оружия и современных твердотопливных ракет — цель, которой стоит добиваться. Как бы неприятно это ни звучало, это означает, что Северной Корее нужно предложить какое-то вознаграждение, чтобы уговорить ее вернуться за стол переговоров. Льюис предположил, что одним из таких вознаграждений может быть уменьшение объема возглавляемых США военных учений у границ Северной Кореи. Вопрос о том, что можно предложить Северной Корее, «нужно обсуждать с обществом, с Конгрессом и с Северной Кореей вместо воображаемых осуждений военных сценариев«, говорит Делури. «Самый реалистичный вариант — дипломатические усилия, которые затормозят все эти события. И для этого потребуется много переговоров», -- уверен он.