Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Переводы

Bloomberg: Встреча в Ватикане и столкновение моральных принципов

Дональд Трамп и папа Франциск воплощают два противоположных представления о том, как люди должны жить вместе, пишет в Bloomberg Мэтью Ситмен. The Insider предлагает полный перевод статьи.

Папа Франциск и Дональд Трамп некоторое время присматривались друг к другу. С тех пор как Франциск первый раз посетил США, а было это в самом начале президентской кампании Трампа, трудно было удержаться от рассуждений о том, как они уживутся друг с другом. Иногда они сами напрашивались на сравнения. «Тот, кто думает только о строительстве стен, где бв то ни было, но не о строительстве мостов, — не христианин», — сказал журналистам Франциск после визита в Мексику в прошлом году. Он не назвал при этом имя Трампа, но явно имел в виду вполне конкретную стену. Трамп, в свою очередь, то заявлял, что Ватикан проявляет слабость перед угрозой терроризма, то хвалил Франциска за то, что у него «так много энергии».

В среду Франциск и Трамп наконец-то должны встретиться <статья опубликована в Bloomberg за несколько часов до встречи. — The Insider>. Если все пойдет по плану, открытого столкновения не будет. Бывший посол США при Святом престоле Кен Хэккетт сформулировал это так: «С точки зрения Ватикана это абсолютно нормально для них — иметь дело с главами государств. Они занимаются этим веками». Скорее всего, два лидера проведут в компании друг друга меньше часа, включая обмен подарками и обязательную фотосессию. Маловероятно, что встреча станет чем-то большим, чем, скажем так, дипломатическое мероприятие <фактически встреча папы и президента продолжалась около получаса, а их приватная беседа — около двадцати минут. — The Insider>.

Но личная встреча Трампа и Франциска, какой бы краткой она ни была, полна смысла. Их взгляды — это не что иное как две противоположные идеи о том, как люди должны жить вместе, два разных ответа на тревоги и проблемы наших дней.

Различия между человеком в белом и его собеседником могут показаться очевидными. Но с тех пор как Трамп внезапно оказался лидером на республиканских праймериз, многие консерваторв настаивали, что он и Франциск очень похожи. Когда номинация Трампа стала реальной возможностью, Мэтью Шмиц утверждал в Washington Post, что у Франциска и Трампа «много общего», потому что оба они «аутсайдеры, раздражающие истеблишмент». Росс Даутхэт в своей колонке в New York Times заявил, что они «странным образом похожи» — в конечном счете оба «стали популистскими лидерами в наши все более популистские времена». А после неожиданной победы Трампа на ноябрьских выборах Род Дреер в журнале American Conservative написал, что «основания для сравнения Франциска с Трампом еще сильнее, чем были в начале года».

И рассуждениям о сходстве не видно конца: только на этой неделе Уильям Макгерн начаоь свою колонку в Wall Street Journal с набившего оскомину вопроса: «Действительно ли папа Франциск — это Дональд Трамп среди пап? (и далее не было ничего удивительного: лидеры «более похожи, чем обычно думают», в частности, в их подходе к глобальной торговле, пишет он). Этого почти достаточно, чтобы заставить надеяться, что первый президентский срок Трампа идет к концу — кто может вообразить тот глубокий резонанс между ним и Франциском, откроется к тому времени?

Многие из аргументов касаются скорее стиля, чем сущности; к примеру, Шмиц обнаруживает «сходство риторики» Франциска и Трампа, а Макгерн подчеркивает, что у обоих «склонность к обидным выпадам». Лешко понять, зачем нужны такие легкомысленные заявления и неопределенные формулировки вроде «популистов». Когда дело доходит до важных вопросов, различие между двумя лидерами разительно.

В том, что касается, к примеру, изменений климата и подхода к окружающей среде, голос Франциска — один из самых громких на мировой сцене; его энциклика Laudato si, изданная в 2015 году, призывает всех людей доброй воли, не только христиан, заботиться о нашем общем доме. Трамп же представляет собой почти пародию на тех, кто отрицает изменения климата, — он полагает, что это фальшивка, придуманная китайцами. Скотт Прюитт, которого Трамп назначил руководить агентством по охране окружающей среды, отрицает, что выбросы углекислого газа — главная причина глобального потепления.

И это не все. В своем апостольском послании Evangelii Gaudium папа резко критиковал концепцию «экономики просачивающихся благ» как «никогда не получавшую подтверждения фактами» и осуждал «тиранию денег». То же, что предлагает Трамп, поражает своей направленнойстью на защиту интересов богатых, особенно радикальное сокращение налогов, которое он хочет преподнести самым состоятельным американцам, таким, как он сам. Франциск призывал нас не бросать в беде беженцев, а Трамп стремиться закрыть для них въезд в США. Франциск считает, что здравоохранение — это право человека, а не привилегия, а Трамп практически выворачивает эту формулировку наизнанку, агрессивно стремясь сделать его недоступным для всех, кроме привилегированной группы.

И за всеми этими политическим частностями скрывается глубокая несовместимость. Франциск сделал главной темой своего служения милосердие — он назвал его «главной основой церковной жизни» и пытается выстроить «культуру милосердия». Милосердие должно быть с бедными, больными, «неудачниками» этого мира. К политике милосердие может быть применено лишь очень несовершенно, но в этом контексте оно означает поддержание достоинства каждого человека. Это означает солидарность с заключенными, мигрантами, рабочими. Жить в милосердии, как считает Франциск, означает стремиться «порвать с логикой насилия, эксплуатации и эгоизма», которая так так много значит в нашей жизни.

Если существует какой-то один элемент, на котором держится господствующее среди республиканцев мировоззрение, то это, вероятно, отрицание милосердия. И здесь конгрессмены-республиканцы нашли в Трампе готового союзника — достаточно только рассмотреть его только что опубликованный проект «идеального» бюджета, который предусматривает масштабное сокращение помощи бедным, больным и инвалидам. Трамп и его союзники действуют только в интересах победителей. Если вы прикладываете все ваши усилия, чтобы только накормить семью, вы не заслуживаете почти никакой помощи. Если вы иммигрант, вы заслужили еще меньше. Если вы больны, кому какое дело? То, что предлагает Трамп, — это логика Республиканской партии в ее чистейшей форме: брутальная смесь фанатизма и жестокости.

Встреча Франциска и Трампа происходит во время не только политического кризиса, но и раскола среди американских католиков, и эти два явления глубоко связаны. Недавнее исследование Джорджтаунского университета показало, что голоса католиков на президентских выборах в ноябре разделились почти пополам, причем белые католики в значительном большинстве отдали предпочтение Трампу. Этот факт только подтверждает то, как необходми призыв Франциска к солидарности и надежде — и в церкви, которую он возглавляет, и во всем мире, где так много страданий и страха.

После публикации фотографий ватиканской встречи Франциска и Трампа не будет недостатка в голосах правых, которые постараются затушевать контраст между ними. Не дайте себя обмануть. Различия очевидны для всех, у кого есть глаза.