Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Наши палестины. ФАТХ и ХАМАС снова едут в Москву, но единственное, чего добьется Россия, — ухудшения отношений с Израилем

Представители всех основных палестинских движений, включая ФАТХ и ХАМАС, 29 февраля соберутся в Москве, чтобы выработать единую стратегию действий на фоне войны с Израилем. Россия уже проводила подобные встречи, целью которых были попытки добиться примирения между палестинскими фракциями. И в этом не было ничего особенного — обычная посредническая работа игрока, претендующего на ведущие позиции на Ближнем Востоке. Но после нападения ХАМАС на Израиль все представляется в ином свете: сам факт такой встречи рассматривается Израилем как поддержка террористов и уже привел к серьезному ухудшению отношений. При этом, несмотря на все громогласные заявления о сотрудничестве, не похоже, что Кремль и ХАМАС могут о многом договориться, — объединение Палестины, скорее всего, снова провалится.

В Москву в четверг снова приедут представители всех основных палестинских сил, включая ФАТХ, ХАМАС и «Исламский джихад». Их основная задача — договориться об общей стратегии на фоне войны с Израилем. Пойдет речь и о возможном вхождении ХАМАС и «Исламского джихада» в Организацию освобождения Палестины (ООП) — зонтичную структуру для большинства палестинских фракций на Западном берегу Иордана, в секторе Газа и в диаспоре — и о формировании нового правительства Палестины, в которое могли бы войти не представители партий, а технократы. Буквально в понедельник предыдущее палестинское правительство во главе с премьер-министром Мухаммедом Штайе подало в отставку. Это было сделано во многом под давлением США, требующих от палестинского руководства реформ, вследствие которых стал бы возможен диалог с Израилем. Но каким будет новое правительство, Вашингтон и сами палестинцы видят по-разному. Впрочем, в палестинских рядах тоже нет единства.

Тем не менее роспуск правительства накануне встречи в Москве — это большой реверанс палестинцев в сторону РФ и символ того, что они возлагают много надежд на российское посредничество. Вопрос — что получится. Попытки найти точки соприкосновения между палестинскими группировками продолжаются уже много лет. В 2007 году ХАМАС захватил власть в секторе Газа, выгнав оттуда представителей ФАТХ. С тех пор единовластия в Палестине нет. Палестинские территории оказались разделены на Западный берег и сектор Газа не только территориально, но и политически и административно.

Эта ситуация оказалась выгодна для Израиля, позволив в конечном итоге отказаться от переговоров об окончательном урегулировании конфликта под тем предлогом, что с другой стороны нет партнера для диалога. Последние переговоры, на которых обсуждалась возможность окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта, состоялись в 2014 году.

Москва считала и продолжает считать, что примирение между палестинцами служит первым шагом к возобновлению мирного процесса. Такой же позиции придерживаются и арабские страны. Впрочем, пока шансы на то, что ФАТХ договорится с ХАМАС и «Исламским джихадом», невелики. Все предыдущие договоренности, достигнутые в разные годы при посредничестве Алжира и Египта, так и остались нереализованными.

Очень показательной была московская встреча в 2019 году. Тогда ни у кого не было иллюзий, что палестинцы преодолеют свои разногласия и внезапно договорятся о формировании правительства национального единства. Прорывом могло бы стать принятие совместного заявления, но даже этого не случилось. Подписи под документом в последний момент отказались поставить представители «Исламского джихада», а вслед за ними и ХАМАС.

«Мы воздержались от того, чтобы подписать текст, где шла речь о создании государства Палестина в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме», — пояснил тогда в интервью «Коммерсанту» член политбюро «Исламского джихада» Мухаммед аль-Хинди. Другие участники переговоров рассказали, что споры шли вокруг формулировок — писать или нет о создании государства Палестина в границах 1967 года, а также о том, как именовать его столицу — Иерусалим или Восточный Иерусалим. Были и другие темы для разногласий.

С тех пор мало что изменилось, хотя в октябре 2022 года в Алжире была принята «Декларация о палестинском национальном единстве».

По информации саудовской газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», ХАМАС по-прежнему отказывается присоединяться к ООП на условиях признания обязательств этой организации в отношении Израиля. Предположительно, согласия на формирование правительства технократов не будет до тех пор, пока ХАМАС не войдет в ООП. То есть особого эффекта от предстоящей встречи ждать не стоит, хотя общее заявление на этот раз может быть сделано. Ведь появилось нечто важное, что объединяет все палестинские группировки — осуждение действий Израиля в секторе Газа.

Москва еще со времен бывшего СССР поддерживает тесные связи с Организацией освобождения Палестины. ООП была создана в 1964 году и долгое время считалась террористической группировкой, однако постепенно получила международное признание, в том числе и со стороны Израиля, как структура, официально представляющая интересы палестинского народа.

Израиль признал ООП после того, как ООП, в свою очередь, признала право Еврейского государства на существование в границах 1967 года. Именно ООП уполномочена вести переговоры от лица палестинцев об их будущем. На данный момент организацию возглавляет Махмуд Аббас, он также одновременно занимает пост главы Палестинской национальной администрации и лидера Движения освобождения Палестины (ФАТХ) — крупнейшей фракции в ООП, однако по своей сути это три разные должности.

СССР рассматривал ООП как часть национально-освободительного движения и использовал эту структуру для продвижения своих интересов на Ближнем Востоке в противовес США и Западу в целом. Многие лидеры ООП проходили обучение, в том числе и военную подготовку, в Советском Союзе. В 1970-е ФАТХ также получал от СССР вооружение, которое затем использовалось против Израиля, считавшегося ставленником США на Ближнем Востоке. Напомним, что СССР первым признал независимость государства Израиль в 1948 году, но дипломатические отношения между странами были разорваны в 1967 году и в таком состоянии оставались до 1991 года.

После развала СССР Москва пыталась играть роль объективного посредника в ближневосточном урегулировании, коспонсором которого она официально значится вместе с США, а также ЕС и ООН. Однако для Израиля российская позиция, основанная на строгом выполнении резолюций СБ ООН касательно прекращения израильской оккупации и возвращение границ на ситуацию до Шестидневной войны 1967 года, всегда выглядела пропалестинской.

Москва до последнего времени старалась держать баланс, хотя и поддерживала отношения не только с ООП, но и с ХАМАС, и с «Исламским джихадом», которые в Израиле считаются террористическими организациями. ХАМАС также внесен в черные списки США, ряда европейских и даже некоторых арабских стран. Тем не менее, последние всё же считают необходимым крепить палестинское единство. И Москва с ними полностью солидарна. Да и в целом видение Россией ближневосточного урегулирования совпадает с арабским мейнстримом: сосуществование двух государств — еврейского и арабского, возвращение Израилем всех оккупированных территорий и прекращение насилия и подстрекательства со всех сторон.

После 7 октября Россия заняла очень удобную позицию. Она не влезает глубоко в работу по решению практических вопросов — таких как разработка деталей соглашений о прекращении огня, открытие гуманитарных коридоров, подача воды в Газу. Здесь — не «поляна» Москвы. С Израилем очень плотно работают США, с ХАМАС — арабские страны, в первую очередь Катар и Египет.

Россия же солидаризуется с восточными партнерами и обеспечивает им дипломатическую поддержку в СБ ООН как государство, обладающее правом вето. При этом Москва очень ярко представляет себя как альтернативу США, а также пытается сгладить эффект в глазах Глобального Юга от своего вторжения в Украину. Она использует войну Израиля с ХАМАС и для демонстрации своим потенциальным союзникам «лицемерия и двойных стандартов Запада», который осуждает Москву за ее действия в Украине, но поддерживает Израиль.

Эта позиция находит отклик и среди стран Глобального Юга, и на самом Западе, где есть достаточная поддержка «палестинского дела» в определенных политических кругах, особенно на фоне увеличения арабской и мусульманских общин. И Россия играет на этом. Причем так активно, что это воспринимается в Израиле как поддержка ХАМАС.

Да и сам ХАМАС с удовольствием трактует все последние заявления Москвы и риторику российских госканалов в свою пользу и не устает благодарить Россию — в том числе за то, что она не осуждает его действия напрямую, перекладывая ответственность за эскалацию конфликта на США и Израиль.

Впрочем, благодарность ХАМАС немногого стоит. Очень показательной оказалась история с обменом израильских заложников. Российский МИД ставит себе в заслугу освобождение шести заложников — трех человек с двойным гражданством (России и Израиля) и трех россиян. Все они фигурировали в списках, о которых ходатайствовала Москва перед ХАМАС. Сами хамасовцы объявили, что в благодарность за поддержку Россией палестинского дела они отпустили трех человек.

В то же время за освобождение пятерых из российского списка Израиль заплатил освобождением заключенных, как и оговаривалось в условиях гуманитарного перемирия. То есть на деле ХАМАС поблагодарил Москву, отпустив только одного из заложников. Это, впрочем, не означает, что Москва ХАМАС ни о чем не просила и не продолжает просить, так как в Газе находятся еще трое россиян. Но особой роли в освобождении заложников России сыграть не удалось. И в глазах Израиля это не служит оправданием приглашения ХАМАС в Москву. Напротив, израильские власти считают, что Россия легитимизирует действия террористов.

Но для Москвы эта критика пока не имеет особого значения. Российско-израильские отношения достигли одной из самых низких точек в истории — Израиль окончательно, как и во времена Холодной войны, записан в сателлиты Запада. А вот арабские страны Москве очень даже нужны.

После начала полномасштабной войны в Украине в 2022 году российско-израильские отношения заметно испортились, особенно после того, как тогдашний глава МИД Израиля Яир Лапид назвал действия РФ в Буче «военным преступлением», и в целом, израильская сторона поддержала Украину на международных площадках, в том числе при голосовании в ООН. При этом всё же Израиль отказывался поставлять Киеву запрашиваемое им вооружение, не желая ссориться с Москвой, в том числе из-за присутствия российских военных в Сирии (фактически у израильских границ), а также не желая вредить еврейской общине в РФ. Однако после 7 октября отношения вновь накалились уже на почве реакции Москвы на произошедшее в Израиле и ее контактов с палестинцами. Накануне палестинской встречи в Москве постпред Израиля при ООН Гилад Эрдан в очередной раз поддержал Украину и раскритиковал действия РФ. При этом его российский коллега постоянно поступает так же в отношении Израиля. «Россия сейчас углубляет свои связи с глобальными дестабилизирующими силами. Ни для кого не секрет, что ХАМАС — всего лишь одно щупальце террористической армии Ирана. В эту орду смерти и разрушений входят “Хезболла”, хуситы, палестинский “Исламский джихад“ и другие террористические организации. Их финансирует, обучает, вооружает и направляет Иран. Иран несет ответственность за нападения на американских военнослужащих. Иран стоит за атаками хуситов на морскую торговлю, и именно Иран снабжает Россию дронами, которые атакуют украинское гражданское население», — сказал он. Эрдан также напомнил, что Израиль работает над тем, чтобы предоставить Украине системы раннего предупреждения. В этом, правда, нет новости — этим обещаниям уже больше года. Кроме того, некоторые представители израильского истеблишмента продолжают говорить о России, как о дружественной стране.

Нужно также продолжать демонстрировать свое влияние в регионе. Мира на Ближнем Востоке Россия не добьется, это не по силам никому, даже США, имеющим влияние в той или иной степени на обе стороны конфликта. Но сыграть против планов США, не дать им переделать Ближний Восток под себя — это Москве очень важно. Особенно когда речь идет о том, что может произойти «на следующий день» после войны в секторе Газа.

США строят планы, согласно которым палестинская администрация будет переформатирована, ХАМАС останется за бортом или будет уничтожен, а процесс нормализации отношений Израиля с арабскими странами будет только шириться. Это слишком идеалистичная картина.

Картина, предлагаемая Москвой, тоже по-своему идеалистична. Ничто не дает оснований думать, что переговоры, много раз сорванные ранее, вдруг приведут к результату. Но Россию это тоже устроит. Она предлагает альтернативу США, работает на свой имидж в регионе и не несет никакой ответственности за то, что мир на Ближнем Востоке не достигнут, удачно перекладывая ее на американские и израильские власти.