Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров признал, что в день крушения самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевшего в Грозный, в аэропорту чеченской столицы была «весьма сложная обстановка» из-за атаки беспилотников. Заявление опубликовано в Telegram-канале пресс-секретаря агентства Артема Кореняко.
Ядров заявил, что:
- обстановка в этот день и в эти часы в районе аэропорта Грозный была весьма сложной;
- украинские беспилотники в это время предпринимали атаки на гражданскую инфраструктуру в Грозном и Владикавказе;
- в связи с этим в районе аэропорта Грозный вводился режим «Ковер», предусматривающий немедленный уход всех воздушных судов из указанного пространства;
- в районе аэропорта Грозный был плотный туман, на высоте 500 метров не было видимости;
- командир воздушного судна предпринял две безуспешные попытки посадить самолет в Грозном;
- командиру предлагались другие аэропорты, но он решил лететь в Актау;
- Росавиация готова к совместному расследованию с казахскими и азербайджанскими коллегами.
Российский Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ» пишет, что Embraer 190 «был поражен средствами ПВО над Наурским районом Чечни, которые в этом же месте и в это же время вели огонь по двум БПЛА». Двумя неделями ранее у аэропорта Грозного были установлены два ЗРПК «Панцирь-С1». «Судя по всему, власти моментально поняли, что произошло, поскольку через минуту после поражения самолета был объявлен режим „Ковер”», — пишет канал. Если эта информация верна, это значит, что власти не сочли нужным закрыть воздушное пространство над Грозным до того, как средства ПВО начали работу.
Сразу после крушения самолета, который не долетел до аэропорта Актау нескольких километров, Росавиация заявила, что, по предварительным данным, причиной аварии стало столкновение с птицами. На кадрах с места крушения были видны повреждения в хвостовой части лайнера, похожие на следы осколков. «Могли целиться по дрону, но ракета по каким-то причинам зацепила дальнюю цель, не самоликвидировалась и долетела. Мы видим шрапнель, то есть это зенитная ракета, которая шла вслед [за самолетом]. И если она шла вслед, то она летела со стороны Грозный/Каспийск/Махачкала», — рассказал The Insider авиаэксперт, занимавшийся расследованием обстоятельств крушения MH17.
Выживший при крушении бортпроводник Зульфугар Асадов рассказал, что когда самолет, не сумев сесть в Грозном из-за тумана, изменил маршрут, за бортом раздался странный звук, из-за чего среди пассажиров началась паника. «Снаружи что-то ударило меня по руке. У меня была глубокая резаная рана, будто ударили топором», — сообщил бортпроводник. Одна из выживших пассажирок, которая сейчас находится в больнице, рассказала, что рядом с ее ногой произошел взрыв.
Бортпроводница Айдан Рагимли рассказала, что было два удара: «После первого удара в салоне упали кислородные маски, и мы бросились проверять, что случилось. В этот момент произошел второй удар, в результате которого бортпроводник Зульфугар бей получил ранение левой руки». Выпавшие кислородные маски видны на видео, снятом в салоне самолета еще до крушения; система аварийного выбрасывания кислородных масок срабатывает при разгерметизации или нарушении давления на борту самолета.
Никто из российских властей, кроме Росавиации, не комментировал катастрофу Embraer 190. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль не будет ничего комментировать до завершения расследования. Официальной информации об атаке дронов на Чечню 25 декабря практически не было. Лишь секретарь Совбеза республики Хамзат Кадыров (племянник Рамзана Кадырова) опубликовал в своем личном Instagram сторис со следующим сообщением: «Информация о том, что беспилотники попали в какой-то объект, неправда, все сбито!» Российские госканалы, в свою очередь, проигнорировали версию о том, что самолет могла поразить ракета ПВО.
В результате авиакатастрофы погибли 38 человек: из числа пассажиров — семеро россиян, 23 гражданина Азербайджана и шестеро граждан Казахстана. Погибли также два члена экипажа: пилоты Игорь Кшнякин и Александр Кальянинов. Всего на борту находились 67 человек, включая пятерых членов экипажа. Погибших пилотов собираются похоронить на Второй Аллее почетного захоронения в Баку.