Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

На затонувшем у берегов Испании российском сухогрузе находились люки реакторов для самого мощного атомохода в мире — «Агентство»

The Insider

Российский сухогруз «Урса Майор» («Большая Медведица») затонул в ночь на 24 декабря в международных водах между Испанией и Алжиром. Судно, принадлежащее компании «Оборонлогистика», перевозило грузы из Санкт-Петербурга во Владивосток. Среди них, предположительно, находились люки реакторов для атомного ледокола «Лидер», сообщает «Агентство».

По данным испанских изданий El Espanol и La Verdad, причиной крушения стал взрыв в машинном отделении. Четырнадцать членов экипажа были спасены, двое числятся пропавшими без вести. Проблемы начались 22 декабря, когда судно снизило скорость, а в ночь на 23 декабря начало дрейфовать. Спасательную операцию координировали российские военные корабли.

Что перевозил сухогруз

Капитан заявил, что на борту были пустые контейнеры, но эта информация противоречит пресс-релизу «Оборонлогистики». Компания сообщала, что «Урса Майор» перевозило портовые краны и люковые крышки для ледоколов.

OSINT-аналитики полагают, что судно транспортировало элементы портовых кранов и люковые крышки для ледоколов проекта 10510. Потеря люков может задержать строительство ледокола «Лидер».

Проект «Лидер» предполагает строительство атомного ледокола мощностью 120 МВт во Владивостоке. Он должен обеспечивать круглогодичное судоходство по Северному морскому пути и колоть лед толщиной до 7 метров. Атомные реакторы для этого ледокола создают на подмосковном заводе Росатома. Срок сдачи судна уже переносили с 2027 на 2030 год, а стоимость увеличилась до 127,6 млрд рублей.

Версии случившегося

Некоторые аналитики считают, что «Урса Майор» могло направляться в Сирию для эвакуации российских баз. В Средиземное море вместе с ним вошли три больших десантных корабля и еще один сухогруз Sparta, ранее использовавшиеся для военных перевозок. Несмотря на указание порта Владивосток как конечной точки маршрута, есть подозрения, что судно могло следовать в Тартус.

Также появилась версия о диверсии. Согласно данным Z-канала «Zаписки Vетерана», уничтожение сухогруза было спланированной атакой.

«Судно шло с проектным коммерческим грузом из Санкт-Петербурга во Владивосток с двумя тяжеловесными портальными кранами Liebherr, трюмными крышками для строящегося атомохода и прочей коммерцией. Груз предназначался для структур „Росатома“ и „Газпромнефти“. Это был холодный расчет тех, кто совершал диверсию, — уничтожить флагманское грузовое судно Министерства обороны РФ, да еще и с таким серьезным грузом, который ввиду санкций не восстановить и не купить», — утверждает канал со ссылкой на источник.

История судна

Построенное в Германии в 2009 году, до 2021 года оно носило названия Sparta III, Eit Palmina, Hyundai Britania и Scan Britania. В мае 2022 года «Урса Майор» попало под санкции Минфина США. По данным украинской разведки, судно использовали для перевозки военной техники в Сирию.

«Урса Майор» также участвовало в проектах Росатома. В 2022 году оно перевозило грузы для строительства АЭС «Руппур» в Бангладеше, но власти страны отказались впустить его в порт из-за санкций США.