Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Российская сеть по дезинформации «Матрёшка» пришла в Bluesky. Соцсеть начала набирать популярность после победы Трампа

The Insider

Российская сеть по дезинформации «Матрёшка» запустила новую кампанию в соцсети Bluesky. Одним из первых новую активность обнаружил основатель Bellingcat Элиот Хиггинс. Пока что известно о распространении шести фейковых роликов.

Каждый фейк — это видеозапись, на которой сперва показан некий реально существующий человек (профессор, студент престижного вуза, известный эксперт), он представляется и задает тематику ролику (например, проблемы экологии). Затем идут кадры уже без спикера, однако его голос продолжает говорить. В части без лица голос рассказывает о том, что Западу следует прекратить помогать Украине, что Европе пора строить совместное будущее именно с Россией, что Владимир Зеленский — диктатор или даже вампир.

Видеозаписи публикуются с сопутствующими фразами «Это правда?!» или «Вы можете подтвердить информацию?», к этому добавляются теги известных фактчекеров. Затем его репостят сотни других аккаунтов. Точнее, сотнями исчисление идет в Twitter (Х), в более молодом Bluesky на этих публикациях репостов мало — самый «распространившийся» ролик получил 288 репостов, а другой — всего четыре.

Появившиеся в Bluesky ролики ранее были также опубликованы в Twitter (X), рассказал The Insider проект «Блокировщик ботов» (antibot4navalny), который первым обнаружил и описал принцип работы «Матрёшки» в начале 2024 года.

Ранее The Insider вместе с «Блокировщиком ботов» рассказали о подобной кампании, где антиукраинские нарративы «продвигают» профессора с мировыми именами. Их голоса были клонированы с помощью AI, это подтвердил Бристольский университет, который по просьбе The Insider проанализировал ролик с участием профессора университета, британского историка Рональда Хаттона.

«Twitter такие посты худо-бедно научился подавлять, их “видит“ довольно небольшое количество пользователей, — поясняет “Блокировщик ботов“. — А Bluesky пока не научился, фактчекеры и аудитория там более уязвимы».

Можно ожидать, что кампания дезинформации будет расширять охваты в Bluesky. Да, сейчас аудитория двух соцсетей не сравнима — 25 млн всего у Bluesky против 335 млн в месяц у Twitter. Однако в последние месяцы наблюдается активная миграция пользователей в Bluesky, в первую очередь, в связи с победой Дональда Трампа на президентских выборах и из-за «реформ» Илона Маска, который вводит множество непопулярных изменений в Twitter (X).

Спустя неделю после голосования в американском App Store приложение Bluesky стало № 1, на следующий день оно вышло на первое место и в Британии. Всего за две недели ноября в США число активных пользователей этого мобильного приложения превысило показатели предшествующих 10 месяцев на 519%, в Великобритании рост составил 352%.