На внеочередных парламентских выборах в Болгарии, прошедших 27 октября, наибольшее число голосов получила правоцентристская коалиция партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» бывшего премьер-министра Бойко Борисова и Союза демократических сил (ГЕРБ — СДС). После подсчета 99,71% протоколов ГЕРБ — СДС набирает 26,4% голосов, сообщает «Болгарское национальное радио».
В парламент проходят также следующие политические объединения, преодолевшие установленный болгарским законодательством четырехпроцентный барьер:
- «Продолжаем перемены — Демократическая Болгария», (ПП — ДБ, 14,23%)
- «Возрождение» (13,38%)
- «ДПС — Новое начало» (11,45%)
- «Болгарская социалистическая партия (БСП) — Объединенные левые» (7,57%)
- «Альянс за права и свободы» (7,49%)
- «Есть такой народ» («Има такъв народ», ИТН, 6,79%)
- МЕЧ (4,59%)
- «Величие» (4,01%)
Это уже седьмые парламентские выборы в Болгарии за последние три года. Предыдущее голосование состоялось в июне, тогда не удалось получить явного победителя и сформировать жизнеспособную коалицию.
Внештатный советник Европарламента, эксперт Free Russia Foundation по делам ЕС Петар Танев рассказал в беседе с The Insider, какие коалиции потенциально могут быть созданы для формирования правительства.
«ГЕРБ и „Продолжаем перемены — Демократическая Болгария” потенциально могли бы создать коалицию, ориентированную на евроинтеграцию и реформы. Несмотря на политические разногласия и конкуренцию, такой союз может быть жизнеспособным, если обе стороны согласятся на компромиссы ради стабильности и экономических реформ. Однако для его создания понадобятся длительные переговоры и значительная политическая воля. Стоит отметить, что такая коалиция уже существовала на условиях ротации правительства, и она потерпела неудачу.
Второй вариант: коалиция „Возрождения”, БСП и ИТН, МЕЧ и „Величия”. Откровенно прокремлевское „Возрождение”, БСП, ИТН и другие силы, ориентированные на более мягкий подход к России и скептически настроенные по отношению к активной поддержке Украины, могут попытаться сформировать коалицию с другими партиями. Однако такая коалиция будет сложной и, вероятно, не получит поддержки большинства в парламенте.
Если ни одна из возможных коалиций не получит устойчивой поддержки, существует риск, что Болгария вновь зайдет в политический тупик. Тогда страну, вероятно, ожидают очередные досрочные выборы, что усилит политическую нестабильность и затруднит проведение долгосрочных экономических и социальных реформ. Могут также возникнуть сложности с получением уже выделенных Еврокомиссией средств по европейскому плану восстановления и вхождением страны в Еврозону и Шенгенское пространство по суше.
Вышеперечисленные факторы, конечно же, повлияют на общественные настроения в стране, и именно Кремлю это будет наиболее выгодно, так как Болгария является страной — членом ЕС и имеет голос при принятии внешнеполитических решений Совета ЕС».
Лидер ГЕРБ Бойко Борисов заявил, что его партия готова сотрудничать со всеми, кроме пророссийских националистов из «Возрождения». «Мы будем управлять с каждым, кто поддерживает нашу программу. В этот вечер все — потенциальные партнеры, без коллег из „Возрождения”, — чисто идеологически на базе наших политических семей в Европе этого нельзя допустить», — сказал Борисов.
По словам Танева, часть болгарского общества симпатизирует России, но ведущие политические партии нельзя назвать пророссийскими.
«До полномасштабного вторжения в Украину политика ГЕРБ балансировала между поддержкой ЕС и НАТО, с одной стороны, и необходимостью учитывать мнение части болгарского общества, которая традиционно симпатизирует России, с другой. ГЕРБ стремилась поддерживать хорошие отношения с ЕС, но в некоторых вопросах, таких как энергетика и экономические связи, партия придерживалась прагматичной позиции, чтобы избегать прямой конфронтации с Россией. В целом, до начала войны это был классический подход для многих стран ЕС.
Тем не менее, партию ГЕРБ, которая является членом паневропейской Европейской народной партии (EPP), нельзя назвать пророссийской. С первого же дня войны ГЕРБ открыто поддержала Киев, была инициатором принимаемых парламентом мер по военной поддержке Украины, настаивала на энергетической диверсификации Болгарии и санкциях против России. В свою очередь, коалиция „Продолжаем перемены — Демократическая Болгария”, которая противопоставляет себя ГЕРБ в контексте внутренней болгарской политики, является абсолютно проевроатлантической политической силой.
В Болгарии действительно существуют сильные пророссийские настроения. Они поддерживаются такими партиями, как националистическое „Возрождение”, лидеры которых нередко называли в том числе и меня фашистом и русофобом из-за инициатив, которые я продвигал в Европарламенте, связанных с предотвращением влияния Кремля на Болгарию и ЕС. Также можно выделить „Болгарскую социалистическую партию” и другие популистские движения, ориентированные на сохранение связей с Россией. Эти партии апеллируют к исторически тесным культурным и экономическим связям, а также к религиозной общности с Россией. Значительная часть населения видит в России традиционного союзника, это особенно проявляется в противодействии более жестким санкциям ЕС против России и участию Болгарии в поддержке Украины».