24 сентября китайский Народный банк объявил о снижении объема обязательных банковских резервов до самого низкого уровня с 2020 года и об уменьшении ключевой процентной ставки. Также после его заседания был представлен пакет мер поддержки рынка недвижимости. В том числе были снижены процентные ставки по ипотеке и облегчены правила покупки вторичного жилья. Кроме того, около $113 млрд будет направлено на поддержку ослабленного китайского рынка, будет создан фонд для стабилизации курса акций.
Позже, на заседании Политбюро, на котором присутствовал Си Цзиньпин, было заявлено о необходимости стабилизации рынка недвижимости и стимуляции рынка капитала, для чего должны быть разработаны новые меры.
Китаист Алексей Чигадаев соглашается, что меры, введенные китайским ЦБ, вряд ли способны кардинально изменить ситуацию в китайской экономике:
«Хотя Народный банк Китая снизил процентные ставки и резервные требования для банков, следующим шагом должна была стать дополнительная фискальная поддержка — этого пока не произошло. Китайская экономика не столь сильно зависит от финансовых рынков, как западные, и лишь около 10% китайцев владеют акциями. Недвижимость остается основным источником богатства для большинства домохозяйств, поэтому стимулирование фондового рынка не окажет значительного воздействия на экономику.
Даже если домохозяйства сэкономят за счет снижения процентных ставок по ипотеке, скорее всего, они будут откладывать эти деньги или использовать их для погашения основного долга, а не наращивать потребление. То есть в экономику деньги снова не пойдут — это не подстегнет внутренний спрос, а отсрочит кризис на рынке недвижимости.
Для устойчивого роста потребления необходимо увеличить расходы на социальное обеспечение — образование, здравоохранение и пенсии, — чтобы уменьшить склонность людей к сбережениям. Но такие решения требуют кардинальных реформ системы в целом».