В конце прошлой недели израильские ВВС начали воздушную военную операцию на юге Ливана против «Хезболлы». Лидер группировки Хасан Насралла назвал эти действия объявлением войны. О начале «нового этапа войны» также заявил министр обороны Израиля Йоав Галант.
В ночь на 22 сентября «Хезболла» запустила 115 ракет по северу Израиля.
Этим событиям предшествовали массовые взрывы электронных устройств, которыми пользовались в том числе члены «Хезболлы». Как писали ABC News, Израиль планировал эту операцию в течение пятнадцати лет.
Один из вариантов развития этого конфликта — начало наземной операции со стороны Израиля, однако такое решение принимается на самом высоком политическом уровне, отметил в разговоре с The Insider военный эксперт Давид Гендельман. Эксперт также не исключает начала полномасштабной войны.
«Положение на северной границе Израиля, как оно длится уже год, не может продолжаться бесконечно: выселено до 80 тысяч жителей, постоянные обстрелы ракетами, БПЛА и ПТРК, ущерб и разрушения. „Хезболла“ отказывается прекращать боевые действия и идти на политическое урегулирование, пока не закончится война в Газе. Соответственно, это оставляет только военную опцию для изменения положения, несмотря на нежелание правительства Израиля идти на большую войну и на давление США не начинать такую войну. Оперативные планы расписаны на все случаи: авиаудары, наземная операция, ограниченные варианты, полномасштабная война. В последние дни мы видим постепенную эскалацию: подрывы пейджеров и раций боевиков „Хезболлы“, усиление авиаударов, ликвидация начальника оперативного управления „Хезболлы“ в Бейруте. Подготовка к более широким вариантам, в том числе к наземной операции, продолжается, дело за политическим решением правительства», — говорит он.
Как рассказал в разговоре с The Insider израильский военный эксперт Давид Шарп, глобальная цель Израиля — вернуть жителей севера в свои дома, а также надолго отбить желание «Хезболлы» воевать с Израилем:
«„Хезболла“ — главный приграничный противник Израиля. Есть еще более главный противник, Иран, но „Хезболла“ находится на границе. Всегда существовали планы сухопутной операции разного уровня, и в зависимости от времени они корректируются. Если речь идет о большой войне, то наиболее оптимальный сценарий — это большая сухопутная операция.
Пока можно сказать, что Израиль объявил о новой фазе войны и о переносе боевого центра на север. Официально названная цель — вернуть жителей севера в свои дома, но это не конечная цель. Это может быть следствием только коренного изменения правил игры на севере, а точнее — тяжелейших потерь „Хезболлы“, чтобы отбить желание воевать с Израилем по разным непонятным поводам вроде солидарности с Газой. Причем это желание будет отбито всерьез и надолго. Этого можно добиться в результате масштабных действий в воздухе и на земле, когда и „Хезболла“, и шиитская община, на которую они опираются, и Ливан в целом заплатят серьезную цену. Что мы видим в последние дни, кроме деклараций? Операция, осуществленная неизвестными силами с подрывом пейджеров и раций в Ливане, привела к гибели десятков боевиков „Хезболлы“ и разного рода лиц из „Корпуса стражей исламской революции“, а также к тысячам раненых. Это тяжелейший удар для организации в ее истории, и это признал сам глава „Хезболлы“. Тот, кто осуществил эту операцию, отдавал себе отчет в том, что этот шаг может привести к большой войне. „Хезболла“ остро отреагирует, но на это будет еще более острая реакция.
Израиль продолжает активно бомбить структуры, связанные с ракетным арсеналом „Хезболлы“ короткого радиуса в южном Ливане. В пятницу „Хезболла“ массированно обстреляла север страны и продолжает это делать: 120–140 ракет было выпущено по Израилю, и не в пятикилометровой зоне.
Еще одно интересное событие произошло на днях в Бейруте. Там был ликвидирован Ибрагим Акиль, человек номер один в военной организации „Хезболлы“, и тут Израиль взял на себя ответственность. Предыдущий человек был уничтожен в июле. Фактически, он был главой оперативного управления „Хезболлы“, ее военным командующим и членом „Совета джихада“, который решает в „Хезболле“ все основные вопросы. Ликвидация (или ее попытка) имела место в Бейруте, оплоте „Хезболлы“. Всего лишь дважды Израиль бил по Бейруту: один раз — когда был ликвидирован Салех аль-Арури, номер два в ХАМАСе, и второй — когда ликвидировали Фуада Шукра в ответ на бойню на стадионе, где погибло 12 детей и подростков. Сегодня — новая фаза. Израиль как бы говорит „Хезболле“: „Мы уже играем по новым правилам. Написанные вами правила забыты. Вы хотите отреагировать соответствующим образом? Реагируйте. Вы должны понимать, что за этим последует, а мы действуем по своей новой тактике“».