В начале августа стало известно, что Армения отказалась участвовать в военных учениях ОДКБ в Кыргызстане, которые должны состояться в сентябре. В июне премьер-министр Армении Никол Пашинян заявлял, что правительство «само решит, когда выйдет из ОДКБ». Помимо этого, он утверждал, что его предшественники вступили в бессмысленный союз, члены которого планировали войну против Армении с Азербайджаном.
По словам армянского политолога Гранта Микаэляна, несмотря на это, формально вопрос о выходе Армении из ОДКБ пока не стоит, поскольку Ереван опасается разрыва экономических связей с Россией. В то же время уже в течение двух лет, как отмечает он, формальные контакты между странами прекращены:
«Пашинян прекратил контакты как на уровне правительства, так и на уровне институтов. Учитывая, что на сегодня посредническая и туристическая роль Армении для России востребованы, ситуация по инерции сохраняется в каком-то стабильном виде. Но в какой-то момент это может измениться, в частности, когда боевые действия в Украине прекратятся. Тогда, скорее всего, действия Москвы в отношении Армении будут куда более резкими».
Микаэлян обращает внимание на то, что возможности России в плане влияния на Армению ограничены:
«В России работают несколько сотен тысяч граждан Армении. Будут ли российские власти их депортировать, как почти 20 лет назад граждан Грузии? Инструменты финансового, политического и военного характера, конечно, есть, но они пока не задействованы, хотя некоторое давление на Армению оказывается, — например, в виде ограничения экспорта армянских фруктов в Россию. Это системное давление, скорее всего, будет возрастать».
В то же время, по мнению Микаэляна, ухудшением отношений России и Армении воспользуется Азербайджан:
«Азербайджан по умолчанию развивает свои военные возможности, в частности, в направлении Армении. Растет военная инфраструктура, которая может быть использована для боевых действий в случае, если окончательно будут разорваны отношения между Россией и Арменией.
Что касается поддержки Армении Западом, то вопрос в том, как она будет выглядеть. Она явно не будет похожа на нынешнюю поддержку западными странами Украины. Вряд ли систематическое давление будет оказываться на Азербайджан, ведь он тоже очень нужен Западу».
Как отметил в разговоре с The Insider российский эксперт по армяно-российским отношениям, пожелавший остаться неназванным, они находятся в своей низшей точке, однако стороны не решаются сделать конкретный шаг, хотя их может быть много:
«С 1 августа прекратили работу российские пограничники в ереванском аэропорту. Можно поднять вопрос о выводе российской военной базы, но это очень сложно, и я сомневаюсь, что Армения это сделает. Можно пересмотреть союзные договоры между странами.
Однако глобальные перемены, по моему мнению, наступят после окончания украинской войны. Все страны, которые как-то хотят пересмотреть свои отношения с Россией, так или иначе этого ждут, потому что конец этой войны приведет к образованию новой структуры безопасности в регионе и к ее пониманию, в зависимости от финала войны — а он может быть совсем не тем, который ожидается. Армения ждет окончания острой фазы этого кризиса, чтобы потом рассуждать о том, что можно сделать и как дальше сосуществовать с Россией».
В то же время Азербайджан, по его мнению, сейчас «прощупывает почву» и не готов пока к решительным действиям по отношению к Армении:
«Он всегда держит поднятый кулак над Арменией. Азербайджанцы дают понять, что подписание мирного договора на их условиях возможно, но может быть и обострение и даже оккупация территорий Армении. У них есть для этого историческое основание, потому что азербайджанцы жили в тех городах, которые сейчас принадлежат Армении, то есть в том регионе, который называют “западным Азербайджаном”. И азербайджанцы прощупывают эту почву.
Однако тот же азербайджанский газ идет в Европу как замена российскому. Поэтому нельзя заявлять о какой-то холодной войне между Западом и Азербайджаном, а значит, и существенного обострения его взаимоотношений с Арменией».