Студенты протестуют против закона об «иноагентах». Фото: OC Media
В Тбилиси второй месяц продолжаются массовые протесты против закона «О прозрачности иностранного влияния», в котором его противники видят аналог российского закона об «иноагентах». Протестующие считают, что документ угрожает гражданскому обществу и гражданским свободам, а также мешает сближению с Европой. В прошлом году Грузия получила статус кандидата на вступление в Евросоюз, но теперь европейские политики открыто заявляют, что ни о каком вступлении в ЕС не может идти речи, пока закон не будет отменен. Обсуждается возможная отмена безвизового режима для грузинских граждан, действующего с 2017 года, и даже введение санкций.
Грузинский парламент принял закон об «иноагентах» 14 мая, президент Саломе Зурабишвили наложила на него вето. Противники закона ожидают, что парламент преодолеет вето, и намерены продолжить борьбу. The Insider поговорил с участниками протестов о том, кто выходит на митинги, чего они надеются добиться и какое будущее ждет Грузию, если она свернет с «европейского пути».
«Народный протест»
Как рассказал The Insider постоянный участник митингов Бачи, у протестов нет лидеров и профессиональные политики не играют в них сколько-нибудь заметной роли:
«У акций есть координаторы, которые объявляют даты и место сбора, организуют платформы для спикеров, но во главе нашего протеста нет конкретных лидеров или политических фигур. Мы зовем это народным протестом. Почти все, кто произносит речи на наших митингах, — обычные люди без какого-либо политического прошлого, которые просто хотят жить в лучшей Грузии, без российского влияния, идущей европейским курсом».
Другой участник протестов по имени Гиорги поясняет, что в Грузии сегодня нет политической силы, способной объединить общество и возглавить выступления против правительства:
«Насколько я знаю, протесты координируют несколько молодежных движений, таких как „Джиути“ (груз. «упрямый»). Но большинство участников, включая меня самого, не принадлежат к каким-то политическим партиям или движениям. Важно отметить, что у протеста нет лидеров, потому что оппозиционные партии в Грузии не пользуются популярностью. Мне кажется, это похоже на то, что происходило в России или в Венгрии, где оппозиция так маргинализирована, что люди предпочитают терпеть несправедливость со стороны властей, лишь бы сохранить статус-кво.
Я много думаю о том, как можно сменить власть посредством выборов в ситуации, когда общество очевидно настроено против правительства, но оппозиционные партии тоже не пользуются поддержкой. На видео с протестов и в социальных сетях мы видим, как молодежь пытается протестовать против закона и правительства и одновременно дистанцироваться от оппозиционных партий и лидеров».
От автократии к коалиционному правительству
Собеседники The Insider убеждены, что противостояние, спровоцированное законом об «иноагентах», продолжится как минимум до парламентских выборов, которые должны пройти в Грузии в октябре.
Гиорги:
«Я не уверен, будут ли дальнейшие протесты такими же многочисленными, как в последние недели, но могу сказать точно: выступления против принятого закона и правительства будут продолжаться до выборов. Думаю, многие протестующие ждут реакции Запада, в том числе введения санкций против законодателей, которые поддержали закон, и других конкретных действий вместо заявлений».
Бачи:
«Парламент наверняка преодолеет вето, у них <правящей партии> более чем достаточно голосов для этого. Вполне естественно, что уличные протесты постепенно ослабнут, но я думаю, большинство из нас осознают, что борьба не ограничивается улицами Тбилиси и других городов. Мы должны продолжать громко высказывать свое мнение, разъяснять плюсы и минусы этого закона тем, кто придерживается нейтральной позиции или думает, что их это не коснется. Мы должны доносить правдивую информацию до каждого гражданина, чтобы противостоять правительственной пропаганде.
Нужно работать с людьми, которые не понимают, какие опасности влекут за собой процессы, происходящие во властных структурах. В автократии нет будущего, мы — я и мои единомышленники — хотим многопартийную систему без олигархии. Нам предстоит битва во время выборов, чтобы сместить пророссийское правительство. Нам нужно коалиционное правительство».
Еще один участник протестов, Цотне, рассказал в беседе с The Insider, что «Грузинская мечта» уже потеряла поддержку большинства населения и не сможет победить на выборах честным путем:
«Сегодня правящую партию поддерживает максимум 35-40% населения. Многие надеются, что они потерпят поражение на выборах, что приведет к созданию коалиционного правительства. Я думаю, что „Грузинская мечта“ попытается остаться у власти с помощью фальсификаций. На мой взгляд, это главная угроза, и мы не должны позволить им фальсифицировать выборы.
Поэтому наши акции должны продолжаться. Массовые протесты помогут привлечь внимание международного сообщества и добиться введения санкций против представителей „Грузинской мечты“. Со временем это ослабит власть правительства и уменьшит его поддержку».
«Русификация означает регресс»
Собеседники The Insider убеждены, что отказ от интеграции с ЕС приведет Грузию к сближению с Россией и регрессу, а потому твердо намерены продолжать протесты.
Бачи:
«ЕС вполне может выполнить свою угрозу и отказать Грузии в членстве, статус кандидата ничего не гарантирует. Все преференции, которые нам дали раньше, могут быть отобраны, если мы докажем, что наши цели отличаются от целей ЕС. Лично я верю, что наше будущее в значительной степени зависит от этого закона, поскольку его принятие может привести к негативной реакции, которая будет направлена главным образом на нас, граждан Грузии. Олигарх <Бидзина Иванишвили — The Insider> и его окружение очевидно чувствуют себя в безопасности.
Русификация — это не то будущее, которого хотели наши предки, и определенно не то, чего хотим мы для наших семей и страны. Если Грузия пойдет на сближение с Россией и правительство лишит нас шанса стать частью ЕС, отток населения из страны усилится. Никто не захочет оставаться в стране, которая находится в состоянии регресса, особенно мое поколение, привыкшее к лучшей жизни. Если страна не будет развиваться, молодежь будет уезжать, я постоянно слышу об этом от людей вокруг».
Гиорги:
«Принятие закона определенно повредит европейской интеграции Грузии, это вполне ясно из заявлений европейских лидеров. И это заставит некоторых людей уехать из страны в поисках лучшей жизни в Европу или США. Но лично я не собираюсь покидать свою страну, потому что верю, что будущее в наших руках, в руках молодых. Даже если дорога в ЕС будет закрыта, я не позволю моей стране вернуться к системе советского образца».
Цотне:
«Я уверен, что европейское будущее Грузии зависит от отмены этого закона. Если говорить о молодежи, мы верим, что нам еще есть за что бороться на пути европейской интеграции страны. Никто пока не думает уезжать. Мы все уверены, что никто не может решить без нас судьбу нашего европейского будущего».
23 мая депутат грузинского парламента от «Силы народа» Созар Субари сообщил журналистам, что голосование по преодолению вето президента состоится на заседании 28 мая. «Это произойдет легко и справедливо», — заявил депутат.