Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Ватикан опубликовал декларацию с папским учением о достоинстве человека, разъясняющую в том числе отношение церкви к ЛГБТ

The Insider

Ватикан в апреле обнародовал декларацию Dignitas infinita — документ, посвященный достоинству человека и вобравший в себя папское учительство последнего десятилетия. Из 66 положений, включенных в декларацию, СМИ обратили наибольшее внимание на те пункты, в которых осуждаются суррогатное материнство и медицинские операции по транспереходу.

В Dignitas infinita говорится, что в отношении представителей ЛГБТ необходимо искоренить всякую дискриминацию, агрессию и насилие, но «гендерная теория» осуждается как стремящаяся аннулировать различия между полами. А хирургическая коррекция пола называется угрозой уникальному достоинству, полученному человеком с момента зачатия. «Это не означает исключение возможности для человека, страдающего от аномалии половых органов, уже заметных при рождении или тех, которые развиваются позже, принять решение прибегнуть к медицинской помощи с целью устранения этих аномалий», — говорится в декларации.

Как рассказал в беседе с The Insider религиовед Сакен Аймурзаев, СМИ обращают внимание на высказывания папы римского об ЛГБТ, поскольку это соответствует их повестке, но в действительности Dignitas infinita по большей части посвящена совсем другим вопросам.

«Документ готовила Конгрегация вероучения — это пул богословов, экспертов, священников и мирян, которые отвечают в Ватикане за чистоту веры, но чистоту веры не в каком-то негативном смысле, вроде пуризма или фанатизма, а в смысле соответствия католической веры главной книге христиан — Евангелию. За время своего понтификата папа Франциск много говорил о достоинстве и о правах человека. Но, как правило, светские медиа во всем мире обращают внимание на темы, наиболее актуальные в контексте мировой повестки. Это вопросы гендера, гомосексуальности, суррогатного материнства.
И сейчас, когда этот объемный документ вышел, очень многие сосредоточились именно на этих нескольких параграфах. Это неправильно, потому что важнейшим словом в учении Франциска является интегральность, то есть гармония, которая в том числе касается и достоинства человека. Нельзя говорить только о сексуальности, нельзя говорить только о гендерных вопросах. В этом документе достоинство рассматривается с самых разных сторон. Это и социальные права человека, это и достоинство тела человека, достоинство его свободы и условия его труда. Одним словом, всё, что делает человек, где он пребывает, как относится к нему окружающий мир, и как он относится к окружающему миру — всё нашло отражение в этом документе, в этой, если угодно, энциклопедии человеческого достоинства с точки зрения Католической церкви.
Почему эти пункты, о суррогатном материнстве и смене пола, вообще вошли в этот документ? Да потому, что папу часто неверно трактуют, представляют его чуть ли не гей-активистом, хотя он в первую очередь пастырь. И говоря о людях, которые чувствуют принадлежность к иному гендеру или тягу к лицам своего пола, папа в первую очередь говорит как пастырь. Он не сексолог, не сексопатолог, не психолог, он пастырь, и он говорит, что, ни в коем случае не унижая и не маргинализируя человека, нужно всё-таки понимать, что достоинство и природа пола заложены Богом. И в этом смысле папа и Ватикан в очередной раз озвучили то, что написано в катехизисе католической церкви: что Господь создал человека в двух ипостасях: в мужском и женском поле.
Возможно, проговорить эти вещи решили еще и в связи с недавним решением Ватикана о том, что однополые союзы можно благословлять, ни в коем случае не называя это браком, а благословлять просто волю двух людей сохранять верность друг к другу, быть вместе, помогать друг другу. Это вызвало огромное возмущение в консервативных кругах Католической церкви.
Но мне кажутся более важными те пункты, в которых Ватикан подчеркивает права человека: право слабого, право бедного, право мигранта, право беженца. Это всё, с чем мы сталкиваемся каждый день — войны, распри, непонимание, возрождение каких-то древних реликтовых проявлений зла в истории современности. Поэтому прочитать этот документ рекомендую всем и особенно сосредоточиться на том, что касается лично вас. Рядом с каждым из нас есть мигранты, есть бедные. Может быть, мы работодатели, которые нечестно ведут себя с подчиненными. И каждый найдет что-то в этом замечательно написанном тексте, довольно легком для богословского документа.
Я уже упомянул интегральность, еще одно важное слово для описания мировоззрения папы — периферия. Это слово очень глубоко коренится в духовности Ордена иезуитов, к которому принадлежит Франциск. Этот орден был основан для того, чтобы заниматься тем, чем другие не хотят заниматься в церкви. Выполнять свою миссию там, где другим это не нужно и неинтересно.
Это и географическая периферия, и духовная периферия, и социальная. Поэтому в этом тексте отображены права и достоинства тех, кто находится на периферии, тех, кто не в мейнстриме, тех, о ком выгодно забыть, кого легче не заметить. Вот об этом документ Ватикана, который мы обсуждаем».

Генеральный викарий Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве Кирилл Горбунов пояснил в беседе с The Insider, что декларация Dignitas infinita следует христианской традиции, согласно которой можно осуждать поступки человека, не осуждая его самого.

«Папа Франциск в целом продолжает те преобразования в Церкви, которые уже были начаты его предшественниками: это изменения в церковном праве, в структурах церкви, диалог с другими христианскими конфессиями, с другими религиями и светским обществом. Что действительно отличает Франциска, так это то, что для него характерен подход пастыря, священника, который очень вовлечен в отношения с конкретными простыми верующими и знает и понимает их проблемы, и во-вторых, что он первый папа не европеец за очень долгое время , первый папа из „третьего мира”, поэтому для него принципиальное значение имеют вопросы, связанные с социальным неравенством, с положением людей, оказавшихся на границах общества и церкви, с христианской миссией, жизнью христианской общины. Нельзя не заметить, что он более последователен в том, что касается роли женщин в церкви, в усилении роли мирян в церковном управлении, в заботе об окружающей среде.
Святой Престол уже раньше высказывался на тему „гендерной теории”, например, в большом документе Конгрегации католического образования в 2019 году, который как раз посвящен диалогу и поиску взаимопонимания со светским обществом в гендерном вопросе. Там говорилось, что Церковь солидарна с обществом во многих отношениях, в том, что должно быть уважение к личности в ее особенностях, защита от любой дискриминации и так далее, но указывается на неприемлемые с точки зрения Церкви вещи, прежде всего на то, что „гендерная теория” подразумевает отход от природы человека и делает его сексуальность предметом выбора, основанного на личных чувствах и предпочтениях, что отражает принципиальный подход к человеку со стороны культуры постмодерна.
Но поскольку этот документ, достаточно обширный, был адресован прежде всего людям, связанным с образованием, возникла необходимость сформулировать эти же идеи более кратко и емко и адресовать их всей Церкви. Новый документ создавался достаточно долго, и за ним стоит не только богословская традиция, но и более широкое понимание антропологии.
Позиция по отношению к гомосексуальности со стороны Католической церкви не менялась — гомосексуальная ориентация в той мере, в которой она не зависит от выбора человека, не может быть греховной, однако любое гомосексуальное поведение — это грех, то есть нарушение естественной и заложенной в человека по замыслу Бога сексуальности. Это же относится и к практике смены пола. При этом важно понимать, возвращаясь к главной теме нового документа, что осуждение тех или иных поступков и решений человека как ошибочных не означает осуждения самого человека. Перед Богом все мы обладаем равным достоинством».

Религиовед Константин Михайлов рассказал The Insider, что папа Франциск наиболее сосредоточен на актуальных проблемах «третьего мира» и ему приходится считаться с мнением тамошних прихожан и духовенства, чьи взгляды консервативнее, чем на Западе.

«Можно отметить некоторое смягчение по отдельным вопросам. Например, достаточно деликатно, хотя и со странными поворотами, обсуждаются вопросы прав женщин. Церковь показывает тем самым, что она держит руку на пульсе.
С одной стороны, документ фиксирует важность темы прав женщин, говорит о защите женщин и равенстве, в том числе в вопросе оплаты труда. Под этим бы подписался любой условно левый политик, но тут же в качестве примера насилия над женщинами приводится принуждение к аборту. Это серьезная проблема, но это далеко не единственный вид насилия, с которым встречаются женщины, особенно в условиях текущих войн. Тем не менее, Ватикан делает акцент именно на проблеме принуждения к абортам в рамках своей борьбы с абортами, чему тоже уделяется внимание в документе.
То есть, с одной стороны, декларация пересказывает современную концепцию прав женщин, но, с другой стороны, всё равно сворачивает на традиционные католические рельсы. Было бы странно ожидать чего-то иного, но для современного светского европейского читателя это может выглядеть немного странно.
Мы можем говорить о небольшом смягчении Католической церкви в отношении ЛГБТ-сообщества. Допустимо благословение однополых пар, но не брак или венчание. В рамках традиционного христианского подхода о ненависти к греху и любви к грешнику Католическая церковь признает гомосексуальные отношения. Это не поддержка ЛГБТ, потому что позиция церкви в отношении трансгендеров максимально жесткая, как и бисексуальности. В последние годы в правление папы Франциска церковь заняла примерно такую позицию: это греховные отношения, но это не должно становиться поводом для дискриминации в социальных и общественных отношениях. Если гомосексуал верующий и он хочет получить благословение у приходского священника, то он имеет право это благословение получить.
Что касается трансгендерности и „гендерной теории”, то к этому Церковь всегда относилась негативно. То, что сейчас этому вопросу уделяется большое внимание, большее, чем раньше, связано не столько с изменением политики Католической церкви, сколько с тем, что в западном обществе эта тема резко актуализировалась в последние годы. Католическая церковь ощутила, что тут нужно какое-то ясное высказывание, и оно консервативное.
Очень большая часть общественно-политической деятельности папы Франциска нацелена на темы, которые мы из-за своего европейского мышления часто упускаем. Например, папа Франциск уделяет огромное внимание положению дел в Латинской Америке и Африке, где у людей самые разные проблемы. Папа пытается всегда что-то сделать для решения этих проблем. Современная западная повестка, связанная с проблемами ЛГБТ, гендерной теории, для Церкви далеко не самая важная проблема, потому что эти темы не очень актуальны для большей части прихожан римско-католической церкви в развивающихся странах, для людей, которые сталкиваются с угрозами своей жизни и здоровью каждый день. Папа — очень важная фигура в политике Католической церкви, но проводить кардинальные реформы в одиночку он не может — ему нужна поддержка верующих, коллегии кардиналов и так далее. Понятно, что если говорить о реформах в этой сфере, то тут на поддержку прихожан и старшего духовенства рассчитывать не приходится».