Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Адвокаты казахского экс-министра, которого обвиняют в убийстве жены, пытаются оправдать его с помощью эксперта, заявлявшего о фейках в Буче

The Insider

Российский судмедэксперт Эдуард Туманов, выступавший в сюжете RT об инсценировке убийств в Буче, теперь помогает казахстанскому экс-министру, которого обвиняют в убийстве жены. Защита Куандыка Бишимбаева представила в ходе судебного процесса заключение российского университета имени Пирогова, авторами документа представлены профессор кафедры судебной медицины Евгений Кильдюшов и доцент той же кафедры Эдуард Туманов. Заключение адвокаты Бишимбаева в суде упорно называли экспертизой, хотя оно экспертизой не является. В документе перечислены заболевания мозга, которых у Нукеновой не было, и всячески намекается, что именно они стали причиной смерти, а не жестокие побои, наличие которых не отрицает и сам Бишимбаев. Разбор документа приводит издание Orda.kz.

Что говорится в «экспертизе»

Весь документ отталкивается от того, что у Салтанат обнаружены признаки субдуральной гематомы в стадии организации давностью три-четыре недели. Это обнаружил и казахстанский эксперт Тахир Халимназаров. Он назвал ее «гистологической находкой» из-за ее чрезвычайно малого размера и отсутствия у нее капсулы. Однако против его экспертизы адвокаты Бишимбаева протестовали, а найденный небольшой сгусток крови с горошину попыталась превратить в причину огромного мозгового кровоизлияния, в результате которого в мозг вылилось около стакана крови (объем острой субдуральной гематомы, ставшей причиной смерти Салтанат Нукеновой, — около 230 мл).

В заключении казахстанского эксперта говорится, что гематома была в стадии организации, то есть она представляет собой сворачивающийся сгусток крови. Если речь идет о гематоме настолько маленькой, что ее признали гистологической находкой, то объем этой кучки кровяных клеток может составлять несколько миллилитров. Но адвокаты Бишимбаева уже на стадии запроса к российским медэкспертам задают вопрос: «Может ли разрыв субдуральной гематомы в стадии организации привести к образованию субарахноидального кровоизлияния?» Российские специалисты далее в своем заключении признают, что разрыв субарахноидальной гематомы возможен. Однако о таких разрывах можно говорить, когда есть гематома с капсулой и проросшими сквозь нее сосудами. У Салтанат Нукеновой даже намека на капсулу вокруг гематомы в стадии организации эксперты не нашли.

Адвокат Назкен Кусаинова представила ответ так, будто в мозгу у Салтанат был не маленький комочек клеток крови, а как минимум кусочек взрывчатки С-4. Он так мощно сдетонировал, что разорвал сосуды между мозговыми оболочками.

Адвокат Бишимбаева Назкен Кусаинова читает «экспертизу» российских медэкспертов

Кроме того, в самом вопросе говорится о возможности образования при разрыве гематомы в стадии организации именно субарахноидального кровоизлияния. То есть гематомы под паутинной оболочкой мозга. Однако в казахстанской экспертизе четко сказано, что причиной сдавления мозга, вызвавшего смерть Салтанат, была огромная субдуральная гематома, охватывающая несколько отделов мозга, а не субарахноидальная.

В целом, вопросы и заключение будто касались совершенного другого человека, пишут журналисты. Например, один из вопросов касался патологии мозга, которой у Салтанат никогда не было. Московские специалисты отвечают на этот вопрос логично: да, локальные патологии сосудов не исключены. Что никак не подтверждает, что у Салтанат Нукеновой была такая патология. А вот существующие последствия побоев московские эксперты, наоборот, отрицают, делая вывод, что заключение о причине смерти Салтанат Нукеновой от острой и обширной субдуральной гематомы необоснованно. Однако она описана в заключении экспертов, осматривавших тело.

Всю линию защиты Бишимбаева адвокаты строят так, будто у молодой 31-летней женщины был организм пожилого человека с патологиями, которые привели к обширному кровоизлиянию в мозг (а не удары головой об пол и унитаз). Московские специалисты, давая многие ответы, как будто не замечают черепно-мозговую травму и признаки ударов тупым предметом. Они в большинстве ответов не рассматривают все повреждения в комплексе, как это должен в идеале делать судмедэксперт. Вместо этого они дают неоднозначные ответы на предположительные вопросы. И даже прикрепляют общеобразовательные схемы о гематомах, которых не было у Нукеновой.

В итоге адвокат Назкен Кусаинова закончила читать российскую «экспертизу» и начала озвучивать собственную — вообще не являясь судмедэекспертом.

«Из заключения, уважаемый суд и уважаемые присяжные, я прихожу к следующему, что смерть наступила от сдавления головного мозга кровью, излившейся в полость черепа. Источником данного кровотечения, как я зачитывала, явился разрыв имеющейся гематомы внутри черепа давностью три-четыре недели».

«Эксперт» по Буче и перевалу Дятлова

Медэксперт Эдуард Туманов ранее принимал участие в сюжете Russia Today, посвященном Буче. Российские пропагандисты пытались доказать, что массовые убийства российскими военными в оккупированном тогда городе — инсценировка, и на самом деле россияне никого не убивали.

Эдуард Туманов. Кадр Первого канала
Туманов делает «экспертизу по фото» убитых в Буче

В сюжете Туманов рассматривает фотографии тел, которые были в прессе, и озвучивает свои выводы о том, что люди были «убиты в разное время», а также намекает, что сожженные тела откуда-то принесли: «Тут очень большой разброс... И что смущает: на фото, где обугленные трупы, — несоответствие места обнаружения погибшего характеру повреждения».

Российские СМИ транслировали его высказывания, как «анализ медэксперта», который «предположил, что снимки являются инсценировкой, а тела погибших были намеренно разложены на дороге ее авторами».

Туманов проводил «экспертизу по фото» не только в этом случае. В качестве медэксперта его звали на Первый канал в передачу, посвященную гибели группы туристов на перевале Дятлова. Туманов рассуждал, что это могло быть убийство.

Дело об убийстве Салтанат Нукеновой

По версии следствия, в ночь на 9 ноября прошлого года Бишимбаев избил Салтанат в ресторане и оставил ее умирать на протяжении 6–8 часов на полу VIP-кабинки. Брату экс-министра предъявлено обвинение в укрывательстве и недонесении о преступлении — по его поручению была удалена часть записей с видеокамер наблюдения.

Сам Бишимбаев отрицает свою вину и требует, чтобы дело рассматривал судья-мужчина. Он настаивает, что супруга в тот вечер выпила алкоголь и «спровоцировала» его своей «агрессией». В суде он рассказал, что Салтанат подвергала его «психологическому насилию» — не давала спать по ночам, контролировала телефонные звонки, постоянно звонила, безосновательно ревновала. Судя по скриншотам и вызовам в телефоне, именно Бишимбаев неоднократно звонил, отправлял голосовые сообщения жене, в основном в 2–3 часа ночи, отправлял матерные сообщения.

Из результатов экспертизы тела Салтанат Нукеновой:

«Закрытая черепно-мозговая травма; оскольчатый перелом носовой кости; множественные ссадины и кровоподтеки лица, левой ушной раковины, левой заушной области; кровоподтек, ссадина и ушибленная рана подбородочной области; кровоизлияние в мягкие ткани головы, лобно-теменной области справа и слева; гематома (кровоизлияние под твердую мозговую оболочку головного мозга). Наркотических, лекарственных и психотропных веществ в крови убитой не обнаружено. Алкоголя — незначительное количество.
Смерть Нукеновой наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождающейся острой субдуральной гематомой в правой лобной височной теменной затылочной области, левой теменной затылочной области с последующим развитием дислокационного синдрома, и вклинением миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие, что обусловило нарушение, а затем и прекращение функций центральной нервной системы, остановку сердечной деятельности и дыхания, что явилось непосредственной причиной наступления смерти».

В суде Бишимбаев заявил, что бил женщину, но в ее травмах не виноват. Из показаний Бишимбаева в суде:

«Я говорил, что, да, наносил побои, она не предохранялась рукой, потом, смотрю, падает или имитирует падение, а потом раз — и вскочила. Ну, пол тоже — тупой твердый предмет». «Ну, я ее погладил по голове, этот клочок волос остался у меня в руках, я их положил на стол». «Там был порезик, кровотечения как такового не было сильного».
Бишимбаеву грозит от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненный срок. Одна из статей, по которой его судят, — рецидив особо тяжкого преступления. В марте 2018 года Куандык Бишимбаев был осужден по обвинению в коррупции и приговорен к 10 годам лишения свободы, однако его помиловал Назарбаев, и в октябре 2019 года Бишимбаев вышел на свободу по УДО, отбыв всего чуть больше года наказания.