В последние 10-15 лет об Израиле заговорили как о возможном крупном экспортере газа, который в будущем может заменить Россию, в том числе в качестве поставщика на европейский рынок. У Израиля нет большого внутреннего спроса, что позволит активно поставлять газ другим странам.
В конце октября израильское правительство выдало шести компаниям в общей сложности 12 лицензий на поиск газовых месторождений в Средиземном море. Как следует из пресс-релиза, опубликованного Министерством энергетики, четыре из этих компаний иностранные, в том числе азербайджанская SOCAR.
Как рассказал The Insider политик, экономист, экс-глава Института энергетической политики Владимир Милов, резко испортившиеся отношения между Израилем и Турцией — ближайшим союзником Азербайджана — не должны помешать SOCAR работать в Израиле, но о прокачке израильского газа через Турцию, скорее всего, придется забыть.
«У Азербайджана хорошие отношения с Израилем, и пока я не вижу, чтобы они страдали от происходящего. Это довольно-таки распространенная практика для международных нефтегазовых компаний: они работают в разных регионах независимо от политической ситуации. Мне не кажется, что участие SOCAR может привести к политическому обострению. Пока я вижу, что Азербайджан в этом конфликте Израиля с Турцией из-за Палестины старается пройти ниже радаров.
Поскольку это всё лицензии только на разведку, еще предстоит выяснить, сколько там газа. Есть довольно много примеров, когда разведка давала совсем не те результаты, которые ожидались. Это обострение между Израилем и Турцией надолго, по крайней мере, пока у власти Эрдоган. Если так пойдет и дальше, скорее всего, о трубопроводах через Турцию можно будет забыть. Сейчас в мире развивается производство сжиженного газа. Если будет найдено достаточно запасов, то, думаю, Израиль вполне сможет сжижать газ.
Об Израиле, Кипре и, возможно, Ливане в последние 10-15 лет заговорили как о возможных крупных экспортерах газа в будущем, в том числе способных заменить Россию на европейском рынке. У Израиля нет большого внутреннего спроса, и он может стать крупным экспортером природного газа, скорее всего, в Европу, если разведка покажет хорошие результаты.
Из-за напряженных отношений с Турцией, скорее всего, трубопроводы Израиль строить не сможет. В этом случае они просто будут сжижать и вывозить газ в сжиженном виде. Более того, есть разные идеи, которые пока обсуждаются, например, идея о том, что Кипр будет разрабатывать шельфовые газовые месторождения и от себя будет строить трубопроводную инфраструктуру. Теоретически Израиль может подключиться к инфраструктуре через Кипр в Грецию под водой. У Израиля есть разные опции экспорта газа, которые от Турции не зависят».
В начале октября министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар заявил, что в ноябре посетит Израиль, чтобы обсудить поставки природного газа в Турцию как для внутреннего потребления, так и для реэкспорта в Европу. Однако 26 октября проправительственная турецкая газета Yeni Safak сообщила, что Анкара останавливает сотрудничество с Израилем по энергетическим проектам, а Байрактар отменил намеченный визит.
28 октября в аэропорту Стамбула состоялся массовый митинг в поддержку Палестины. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил перед собравшимися с резкой антиизраильской речью. Он назвал Израиль «оккупантом» и обвинил в убийстве женщин и детей в секторе Газа, а также заявил, что «ХАМАС не является террористической организацией». После этого глава МИД Израиля Эли Коэн заявил, что отозвал из Турции израильских дипломатов, чтобы «провести переоценку израильско-турецких отношений».
Азербайджан, чья SOCAR получила лицензию на разведку израильских месторождений, является одним из основных поставщиков газа в Турцию вместе с Россией и Ираном. По данным турецкого государственного информагентства Anadolu, только в марте текущего года из Азербайджана было импортировано 922 млн кубометров газа.
Лицензии на разведку, которые выдало израильское правительство, касаются двух секторов в Исключительной экономической зоне Израиля, прилегающих к самому крупному израильскому газовому месторождению «Левиафан». Доступ в Зону G получили компании Eni (Италия), Dana Petroleum (дочерняя компания Корейской национальной нефтяной корпорации с головным офисом в Шотландии) и Ratio Energies (Израиль); лицензии на работу в Зоне I выданы SOCAR (госкомпания из Азербайджана), BP (Великобритания) и NewMed Energy (Израиль). Eni и SOCAR будут также выполнять функции операторов.
«Даже сейчас крупные компании, занимающиеся разведкой природного газа, верят в надежность Израиля и хотят инвестировать сюда. Компании, выигравшие конкурс, взяли на себя обязательства по беспрецедентным инвестициям в разведку газа в течение ближайших трех лет, что, как мы надеемся, приведет к обнаружению новых газовых месторождений. Это, в свою очередь, укрепит энергетическую безопасность Израиля, укрепит международные отношения страны, будет способствовать снижению стоимости жизни и формированию надежного резервного источника энергии для ускорения перехода к возобновляемым источникам энергии», — заявил министр энергетики Исраэль Кац.
Согласно правилам тендера, разрешения на разведку будут первоначально выданы на три года. В дальнейшем компании смогут запросить продление лицензии, если возьмут на себя обязательства по бурению. Максимальный срок действия лицензии — семь лет.
Израиль обнаружил залежи природного газа у своего средиземноморского побережья более 10 лет назад. В 2020 году страна начала поставлять в Египет газ, добытый на месторождении «Левиафан». В июне 2022 года Израиль, Египет и Евросоюз подписали меморандум о взаимопонимании, благодаря которому израильский газ может экспортироваться в ЕС.