Темы расследованийFakespertsПодписаться на Email
Новости

«Авторитет вождя был непререкаемым». Избранные цитаты из учебника Мединского с комментариями The Insider

The Insider

С 1 сентября во всех российских школах начнут использовать новый учебник по истории для 11 класса. Его написал бывший министр культуры, а ныне помощник Путина Владимир Мединский в соавторстве с ректором МГИМО Анатолием Торкуновым. Пособие представили 7 августа, издательство «Просвещение» уже напечатало бо́льшую часть тиража.

Учебник охватывает период с 1945 года до наших дней, там есть глава об «СВО», то есть о войне, Украина названа ультранационалистическим государством, а описание истории СССР граничит с ревизионизмом. The Insider публикует некоторые фрагменты издания с комментариями редакции. Нажмите на выделенное слово, чтобы их прочесть.

«На фоне объективных трудностей в первые послевоенные годы резко возросла преступность. Только в 1945–1946 гг. было ликвидировано более 10 тысяч националистических вооруженных формирований, банд и криминальных группировок, промышлявших убийствами и грабежами. Львиная их доля находилась в Прибалтике («лесные братья») и на Западной Украине (бандеровцы)».

«Личность И. Сталина была для людей символом побед СССР, авторитет вождя был непререкаемым. [...] Вся полнота власти в СССР оставалась у коммунистической партии. Она пользовалась доверием среди народа и становилась все более массовой».

«В научной среде поддерживалась творческая атмосфера. К сожалению, в ходе дискуссий по проблемам биологии президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Т. Лысенко инициировал борьбу против „антинаучных“ опытов известных генетиков. В результате ряд из них были уволены, а научные разработки в этой сфере затормозились».

«По мере обострения холодной войны под подозрение попадали лица, тесно связанные с общественными и политическими деятелями за границей. В 1948 г. Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) был распущен. Ряд деятелей ЕАК, установивших связи с зарубежными сионистскими организациями, были обвинены в шпионаже».

«Ответственность Вашингтона и его союзников за начало конфронтации [холодной войны] очевидна. Уже в феврале 1946 г. советник посольства США в Москве Дж. Кеннан отправил в Госдепартамент так называемую длинную телеграмму, в которой говорилось о враждебности СССР и необходимости противопоставить ему жесткие действия».

«В 1948 г. был принят так называемый план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Маршалла) — программа американской помощи в восстановлении Европы. На эти цели предполагалось истратить 12 млрд долларов в течение пяти лет. Формально американская помощь предлагалась всем, в том числе восточноевропейским государствам и СССР. После внимательного изучения условий СССР и другие восточноевропейские страны отказались от плана Маршалла. В государствах Западной Европы, которые его приняли, укрепились позиции США, усилилось давление на левых политиков».

«Действия США и Южной Кореи прямо вели к вооруженному конфликту. Война „висела в воздухе“. В этих условиях 25 июня 1950 г. северокорейцы начали наступление первыми».

«Со смертью И. Сталина 5 марта 1953 г. закончилась целая эпоха в жизни страны. Уход из жизни многолетнего лидера государства вызвал у большинства советских людей растерянность, страх, искреннее горе. Неоднозначной была реакция в мире. Наряду с сожалением и обычными в таких случаях выражениями скорби простых людей, симпатизировавших Советскому Союзу и его лидеру, многие газеты и журналы проамериканской ориентации именовали умершего вождя тираном, диктатором».

«Недруги СССР за границей использовали развенчание образа Сталина для разрушения позитивного образа нашей страны. Руководство Китая, КНДР, некоторых других социалистических стран посчитали критику Сталина ревизионизмом и стали постепенно дистанцироваться от нового руководства КПСС».

«В сентябре 1955 г. вскоре после визита в СССР канцлера ФРГ К. Аденауэра по инициативе Хрущёва было принято решение об амнистии лиц, сотрудничавших в годы войны с гитлеровскими оккупантами.

Это непродуманное решение привело к тому, что многие бывшие пособники нацистов не только были освобождены, но и смогли в дальнейшем на волне кампании по реабилитации и „борьбе с культом личности“ активно заниматься общественной деятельностью, а некоторым удалось даже сделать карьеру. Это в дальнейшем способствовало появлению и росту национализма в Прибалтике и на западе Украины».

«В 1954 г. по личной инициативе Н. Хрущёва и без соблюдения норм советского законодательства Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Мнения крымчан, абсолютное большинство которых составляли этнические русские, никто не спрашивал. Считалось, что территориальная принадлежность к той или иной советской республике не имеет принципиального значения в рамках единого государства. Однако этот шаг Хрущёва имел долгосрочные политические последствия при распаде СССР, когда административные границы стали государственными. В результате Крым на долгие годы оказался оторван от России. Историческая справедливость была восстановлена только в 2014 г.»

«Угроза ядерного возмездия стала серьезным фактором в переговорах с Западом. СССР активно участвовал в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 г., когда войска Великобритании, Франции и Израиля вторглись в Египет в ответ на национализацию Суэцкого канала. Остановить агрессию удалось в том числе и благодаря наличию у СССР „ядерного аргумента“».

«ХХ съезд КПСС и начавшаяся оттепель привели к появлению новых форм общественной жизни. С конца 1950-х гг. стали издаваться первые самиздатовские (машинописные) журналы, в которых публиковались произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов, а также стихи А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Волошина, Н. Гумилёва, М. Цветаевой и др. В условиях холодной войны наряду с самиздатом получил распространение „тамиздат“ — публикация литераторами за границей своих произведений за счет иностранных спонсоров. Это активно использовалось Западом для формирования критических настроений в кругах интеллигенции».

«Цены в СССР оставались стабильными, однако наблюдалась скрытая инфляция: у населения было больше денег, чем оно могло потратить. Это приводило к недостатку качественных товаров: когда дефицитная продукция появлялась в продаже, за ней выстраивались очереди. У директоров баз и магазинов, связанных с распределением товаров, стал возникать соблазн придерживать товары и материалы для личного пользования или же продать их „налево“, то есть вне торговой сети и с наценкой в свою пользу. Такие действия преследовались по закону, но получали все большее распространение».

«Советская экономика обеспечивала стабильность. В то же время уровень благосостояния, в первую очередь обеспечение высококачественными и „модными“ товарами повседневного спроса, отставал от растущих запросов населения. Достигнутый в городах уровень бытового комфорта все равно отличался от жизни „простых людей“ в развитых странах Запада — вернее, от того образа, который создавался иностранным кино и рекламными журналами».

«Наиболее известной акцией художников-неформалов стала „бульдозерная выставка“ (1974). Свои работы без согласования с городскими властями они выставили на пересечении двух московских улиц. Однако коммунальные службы стали наводить порядок, используя технику, в том числе бульдозер. Западные журналисты, оказавшиеся при этом „совершенно случайно“, представили ситуацию как очередное „нарушение прав человека“».

«Быстро и динамично развивались республики Советской Прибалтики: Эстонская, Латвийская и Литовская. Они подверглись тотальному разграблению в годы гитлеровской оккупации во время войны. Тем не менее в послевоенный период промышленное производство здесь увеличилось более чем в 30 раз. Впечатляющее промышленное и культурное развитие этих некогда отсталых национальных окраин Российской империи стало возможным благодаря плановой государственной политике, вовлекавшей в кооперацию и сотрудничество все союзные республики Союза ССР. Ведущую роль в народном хозяйстве СССР играла РСФСР».

«По переписи СССР 1979 г. (в сравнении с 1926 г.) численность русских выросла с 78 млн до 137 млн человек — в основном за счет того, что дети в смешанных браках русские. На 11 млн человек стало больше людей, считающих себя украинцами (с 31 млн до 42 млн человек)».

«Стремительно росло число межнациональных браков. Это еще больше „сшивало“ между собой народы и свидетельствовало об уникальном в истории мировой цивилизации снижении уровня межнациональной конфликтности. Ксенофобия как проявление подозрительности, враждебности и неприятия чужих культур и традиций была неприемлема не только на уровне официальной идеологии — она практически исчезла и в быту. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство советского народа, был русский язык, на котором в начале 1980-х гг. свободно общались более 90% граждан СССР».

«Резко активизировались и откровенно враждебные нашей стране силы, в том числе и направляемые из-за рубежа. В условиях, когда все цензурные ограничения были сняты, а государство фактически самоустранилось от контроля СМИ, на граждан СССР обрушилась лавина деструктивной и враждебной информации. Это преподносилось как „свобода слова“».

«В 1989 г. начался односторонний вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Это было особенно непродуманное решение, поскольку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало резкую активизацию националистических и антисоветских настроений. Этим воспользовался коллективный Запад. В 1989–1990 гг. так называемые „бархатные революции“ произошли в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В 1990 г. произошла аннексия ФРГ Восточной Германии. ГДР была поглощена ФРГ. При этом лидеры стран Запада дали Горбачёву устные обещания о нерасширении НАТО на Восток. Эти обещания впоследствии были нарушены».

«В некоторых союзных республиках наряду со Всесоюзным референдумом в этот же день проводились и республиканские. На Украине в бюллетень Всесоюзного референдума был добавлен вопрос, манипулятивный характер которого был тогда еще не всем очевиден: „Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?“ Если за сохранение СССР проголосовало 70,2%, то по второму вопросу — 80,2%. Большинство обычных людей, отвечая „за“ на оба вопроса, не могли разглядеть двойного дна, так как сохранение Союза ССР без Украины было невозможно никому и представить».

«В январе 1998 г. правительство сняло все ограничения на вывоз капитала. Вместо инвестиций в экономику огромные средства были выведены из страны. По мнению ряда экономистов, это была крупная финансовая афера, которая приблизила дефолт — временный отказ платить по долгам»

«Значительным влиянием в начале 1990-х гг. пользовались партии и движения либерального толка. Наиболее крупными из них были последовательно сменявшие друг друга „Выбор России“, „Демократический выбор России“, Союз правых сил. По мере ухудшения экономической ситуации, особенно после кризиса 1998 г., большинство населения страны стало скептически относиться к либеральным идеям, которые ассоциировались со снижением жизненного уровня, утратой геополитических позиций нашей страны»

«Часть территории Чечни отказалась подчиняться мятежному генералу Д. Дудаеву, провозгласившему себя президентом Ичкерии. Российское руководство поддержало чеченскую оппозицию».

«Политическую элиту в Киеве постоянно сотрясали скандалы. Споры перерастали в драки. Украинская власть все больше попадала под контроль „экономистов“ из США, МВФ и западных „неправительственных“ фондов (например, фонда Сороса). Запад предлагал кредиты, но с условием перестройки экономики и политики Украины по его сценариям. Для школ и вузов киевское руководство внедряло образовательные программы антироссийской направленности. Подвиги советских героев, прежде всего Великой Отечественной войны, замалчивались либо преподносились в извращенном ключе. При этом военные преступники (бандеровцы) были объявлены новыми „героями“ независимой Украины. Из Украины создавалась „анти-Россия“».

«Под руководством В. Путина был осуществлен ряд мер, способствовавших единению общества, преодолению противоречий и конфликтов внутри него. Были закреплены новые государственные символы, в том числе Государственный гимн. Его текст был положен на музыку гимна СССР, что в глазах абсолютного большинства людей символизировало преемственность отечественной истории».

«Россия была вынуждена реагировать на агрессивные шаги Грузии, однако действия стран Запада были подчеркнуто враждебными по отношению к нашей стране. В западных СМИ началась массированная антироссийская кампания, в рамках которой в качестве инициатора конфликта выставлялась Россия. Миф об „объективности“ западных СМИ был окончательно развеян».

«Идеей фикс Запада стала дестабилизация положения внутри России. Сначала — по периметру ее границ. Ради этого в бывших республиках СССР спонсировалась откровенная русофобия. Дальше по плану — втягивание России в череду конфликтов и „цветных революций“, разбалансировка ее экономики и смена власти на подконтрольную. Конечная цель при этом и не особо скрывается: это расчленение России и контроль над ее ресурсами».

«Первой антироссийской „торпедой“ Запада стала Грузия. [...] Лишь исключительное миролюбие России позволило Грузии выйти из войны, сохранив национальный суверенитет. А грузинское общество в полной мере осознало, как США „втемную“ использовали Грузию в своих интересах».

«Несколько поколений на Украине, начиная с 1990-х гг., воспитывались в неприязни к России, на неонацистских идеях. Здесь нам важно понимать следующее. Украинский неонацизм — это отнюдь не прямое повторение германского национал-социализма 1920–1940-х гг. Это в значительной степени новое явление. Это озлобленное национальное, языковое, культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством. Ведь до 2014 г. 80% населения Украины составляли люди, для которых русский язык, русская культура считались родными, и они об этом не боялись заявлять. Все последние президенты Украины изначально русскоязычные и даже не владели украинским до вступления в должность. Учили его „по ходу выборов“».

«Грустно об этом говорить, но насилию подвергся и сам украинский язык: люди, закончившие украинские школы в советское время, в недоумении: они нередко с трудом понимают современную „мову“. А дело в том, что в современном украинском образовании правят бал выходцы с Западной Украины, агрессивно навязывающие свой диалект, свою картину мира, свою версию „истории“. Миллионы простых людей оказались под давлением, их заставляли отказаться от своего языка и культуры, от своих друзей и родственников в России».

«В XIX в. в австрийской Галиции (центр — город Лемберг-Львов) по предложению и при финансировании разведки австрийского Генштаба впервые были опробованы технологии по созданию „украинофильского движения“ и как идеи — некой „антимосковской Руси“. Главная цель была проста: удержать в Австрии славян, исторически и культурно тяготевших к России. Доказать славянам, проживавшим в Австрийской империи (на территории современной Западной Украины), что они — не русские, а отдельный народ».

«Идею „украинства“ эксплуатировали и гитлеровцы во время Второй мировой. И всякий раз целью была не сильная Украина, а слабая Россия. В 2003 г. президент Украины Л. Кучма (кстати, бывший советский партийный начальник) даже издал целую книгу-программу с характерным названием „Украина — не Россия“. Но это было только начало».

«К чести дававших присягу законной власти, ни один украинский солдат не выступил в Крыму с оружием в руках в поддержку киевской хунты»

«Киевский режим ввел так называемый режим АТО — „антитеррористической операции“. Жителей Донбасса назвали „террористами“ за то, что они хотели остаться русскими.

Именно тогда, в 2014 г., и началась кровопролитная война. В ряды местных ополченцев стали вливаться добровольцы из Крыма и других регионов нашей страны. Повторилась ситуация, как при Александре II, когда во время восстания южных славян против Османской империи русские офицеры брали отпуска и уезжали на Балканы помогать братьям-славянам. Никто не смог бы удержать добровольцев. А потом, видя, сколько крови мирных людей льется в Донбассе, никто и не пытался».

«На украинской территории советники НАТО натаскивали Киев к наступлению на Донбасс. На Украине были организованы биолаборатории США, работавшие в режиме строжайшей секретности. Киев выражал стремление обзавестись ядерным оружием».

«Если бы Украина, вступив в НАТО, спровоцировала военный конфликт в Крыму или Донбассе, то на основании Устава НАТО Россия оказалась бы одномоментно в состоянии войны со всеми участниками Североатлантического блока: от США и Англии до Германии и Франции. Это был бы, возможно, конец цивилизации. Этого нельзя было допустить».

«Запад завалил украинский режим деньгами и оружием, а против России были введены беспрецедентные по масштабу санкции. Запад всеми способами пытается обрушить экономику России. Все эти так называемые санкции — это важно понимать — абсолютно незаконные. [...] По сути, речь со стороны Запада идет об экономической блокаде нашей страны в сочетании с прямым воровством российских активов».

«Такие уникальные времена случаются в истории нечасто. После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей».

«Главным бенефициаром украинского конфликта стали США. Им удалось навязать Европе свой дорогой газ и другие ресурсы. Американский ОПК завален заказами. США полны решимости воевать „до последнего украинца“. Как говорят американцы: „Ничего личного. Это просто бизнес“».

«Украина — ультранационалистическое государство. Сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявлено враждебным. Идет уничтожение всего, так или иначе свидетельствующего об общей для братских народов истории и культуре».

«Сегодня вновь, как и в годы нацистской оккупации, на Украине широко распространены лозунги „Москаляку на гиляку“ и „Бей русню“. Освобождая города, наши воины находят свидетельства массовых преступлений украинских националистов, которые издеваются над мирными жителями и пытают военнопленных».

Наши военные, имея категорический приказ ни при каких условиях не обстреливать жилые кварталы, столкнулись в начале СВО с невиданной ранее тактикой НАТО. Армия ВСУ не защищала своих граждан, не обороняла города, занимая позиции на подступах к ним, а наоборот — оборудовала боевые позиции внутри жилых кварталов и не позволяла местным жителям их покинуть. То есть использовала собственных граждан как заложников, как „живой щит“».

Подобная изуверская тактика никогда не применялась ранее на своей территории ни одной армией мира в истории. Вы уже взрослые, уважаемые старшеклассники! Сделайте из „новой военной тактики Украины“ выводы сами».

«Узнавая в Интернете любую информацию о происходящем на Украине сейчас, помните: мировая индустрия по производству постановочных роликов, вбросов, фейковых фото и видео работает непрерывным конвейером. Западные соцсети и СМИ, доминирующие в мировом информационном пространстве, с энтузиазмом тиражируют любые информационные „утки“. Поэтому будьте бдительны. Думайте: почему, зачем и за что „отрабатывают новости“ те или иные „оппозиционеры“, „лидеры мнений“, „популярные блогеры“ и т. п. В чьих интересах? Думайте. И тогда вы не станете жертвами дешевых манипуляций».