Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Брянск-Север», бойцовский клуб и краска для Муратова. Участник «Волонтерской роты» рассказал о провокациях за деньги «Единой России»

The Insider

Бывший участник прогосударственной молодежной организации «Волонтерская рота Боевого братства» рассказал «Сирене» о том, как Кремль оплачивает деятельность организации. В соцсетях она выглядит как калька с «Тимура и его команды», но на самом деле нанятые «волонтеры» устраивают провокации на оппозиционных митингах, помогают задерживать протестующих, создают массовку на провластных мероприятиях и нападают на людей. Например, на главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова. Источник подписан псевдонимом Сергей — он раскрыл изданию свою личность и предоставил документальные свидетельства своих слов.

«Волонтеры» появились в 2019 году как молодежное движение организации «Боевое братство», которое получает многомиллионные гранты из госбюджета. Постепенно оно превратилось фактически в подразделение «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР). Руководитель МГЕР Антон Демидов управляет в том числе и «Волонтерской ротой». Зарплату членам организации платят в конвертах, оформляя ее как материальную помощь. Для этого «волонтер» должен написать заявление на ее оказание в МГЕР. Зарабатывают участники организации от 30 до 120 тысяч рублей в месяц.

В «Роте» существует иерархия по уровням: от Б0 до Б5. При этом на нулевом уровне находится массовка, которую постоянные члены «Волонтерской роты» набирают на улице и по знакомым, а на пятом — руководитель МГЕР и «Роты» Антон Демидов.

Одним из основных занятий членов организации является посещение протестных митингов и мероприятий с целью провокации собравшихся. Сергей описывает это так: «Условно, начинают орать „мы за Путина“, чтобы случилась драка, менты приезжают, всех крутят, наших потом отпускают».

Для того чтобы избежать задержания полицейскими на таких акциях, «волонтер» должен произнести кодовую фразу, которую знают сотрудники правоохранительных органов. В феврале 2021 года во время протестов против отправки Алексея Навального в колонию, кодом было словосочетание «Брянск-Север». То, как активист «Волонтерской роты» произносит его перед полицейскими, засняли на видео. Оно разлетелось по сети и стало мемом. После этого случая фразу сменили на «Мне надо ехать в Кострому», рассказал источник «Сирены».

Члены организации регулярно проходят «профессиональное» обучение. Перед знаковыми событиями их сгоняют на тренинги, на которых инструктируют, как вести себя на протестных митингах. При этом, по словам Сергея, им внушали, что они не устраивают провокации, а борются с ними. В частности «борьба с провокациями» заключается в том, чтобы вытягивать людей из толпы и содействовать в их задержании.

Руководитель МГЕР и «Волроты» Антон Демидов (справа) на акции МГЕР «Крым с Россией навсегда!» у посольства «недружественной страны», 18 марта 2023 года

Физическую форму «волонтерам» помогают поддерживать в собственном бойцовском клубе, где их обучают различным боевым искусствам.

Помимо мелких пакостей на оппозиционных акциях, они работают в качестве массовки и помощников на провластных мероприятиях. Так, например, они помогали организаторам ХХ съезда «Единой России». С этого мероприятия в распоряжении «Соты» есть фото, на котором «волонтеры» «кидают зигу» на фоне официального баннера съезда: по словам Сергея, в организации есть люди, увлекающиеся темой национализма, однако подтверждения тому в соцсетях не найти, одно из правил — не дискредитировать «Роту».

Группы быстрого реагирования (ГБР) «Волонтерской роты» проводят крупные провокационные мероприятия. В частности именно они облили краской главреда «Новой газеты» и нобелевского лауреата Дмитрия Муратова, а в июле 2022 года разместили надгробие «институту семьи и семейных ценностей» у представительства ЕС в Москве. Кроме того, «волонтеры» занимаются написанием заказных комментариев в социальных сетях по заданию руководства. Тролли «Волонтерской роты» продвигают государственные нарративы.

С началом войны активистов «роты» стали отправлять на оккупированные территории. Например, в Мариуполе они занимались раздачей гуманитарной помощи, расселением беженцев и помощью полиции. Туда отправляли «стрессоустойчивых, здоровых, без долгов по налогам». Сейчас «волонтеров» продолжают набирать для отправки на территорию Украины, только уже в качестве военнослужащих. Их обещают отправлять в «элитное подразделение», в котором служат и некоторые представители руководства организации.